Гармония филармонии. Зданию Общественного собрания - 120 лет

На здании филармонии новая табличка - «Памятник градостроительства и архитектуры. Общественное собрание. 1890-1891. Охраняется государством». Само слово «филармония» буквально означает: любить гармонию. Значит, в филармонии все должно делаться с любовью.

На здании филармонии новая табличка - «Памятник градостроительства и архитектуры. Общественное собрание. 1890-1891. Охраняется государством». Само слово «филармония» буквально означает: любить гармонию. Значит, в филармонии все должно делаться с любовью.

НА здании филармонии новая табличка - «Памятник градостроительства и архитектуры. Общественное собрание. 1890-1891. Охраняется государством». Само слово «филармония» буквально означает: любить гармонию.

Значит, в филармонии все должно делаться с любовью: и программа концертов, и исполнение, и внешний и внутренний интерьер... «А вот решетка на балкончиках не соответствует тому, что было изначально!» -утверждают знатоки. Действительно, есть незначительные упрощения в деталях - хотя общий вид ее тот же. Прежнюю решетку, пришедшую в негодность, пытались воссоздать в точности, но всегда что-то не срастается, особенно в мелочах.

В последние четверть века здание поддерживали двумя капремонтами: в 1986 г. и в 2005 г. (начат). В первый раз на части здания цоколь был заменен гранитной облицовкой. Это не соответствовало исходному виду здания - зато защитило от грибка. Но не все стены. Ведь здание стояло просто на земле, без фундамента! По той же причине строительные работы, которые велись по соседству, вызвали появление в стенах здания трещин. Потому при втором ремонте на глубину 2,5 м под стены филармонии подвели бетонный фундамент. Гранитную облицовку сняли, фасаду вернули исторический вид. Выкрасили в прежний желтый («казенный») цвет. Даже окна повсюду, где это важно, оставили деревянными!

Внутри здание тоже претерпевало изменения. В 1986-м убрали оркестровую яму, подняли сцену и наклонили пол, увеличили расстояние между рядами, сохранив уникальную акустику зала. А вот установка органа потребовала понижения сцены.

Надежда Дяковская, директор филармонии, вспоминает, как упрекали ее за перенос органа. Предрекали, что он не будет здесь звучать. «Но я понимала, что орган должен стать гордостью филармонии», - говорит Надежда Николаевна. И ведь получилось! Чтобы орган поместился, пол в этой части зала пришлось опустить. Орган массой 17 т установили на железобетонных сваях. Специалисты чешской фирмы «Ригер-Клосс» вместе со специалистами-акустиками из Киевского политехнического института прекрасно справились с решением сложной задачи: обеспечить надлежащее звучание как органа, так и камерного оркестра. Это подтверждают и приезжие музыканты, которым доводилось играть на сумском органе, - он звучит хорошо. Даже для акустических колонок, используемых современными эстрадными коллективами, были найдены места, обеспечивающие неплохое звучание.

«За 4 года реставрации филармонии мне пришлось написать более шести тысяч писем с замечаниями и требованиями устранения недоработок, - рассказывает Н. Дяковская. - Ремонт был нашей ударной стройкой. Причем мы не закрывали филармонию. Перегородили ту часть зала, где происходила установка органа, соорудили временную сцену и продолжали концертную работу. И еще убирали мусор за строителями, проводили субботники...»

Вероятно, те элементы декора балконных решеток, на которые обратили внимание тонкие ценители, не попали в перечень замечаний. Но мы знаем, что их образцы сохранились. Возможно, их стоило бы и дальше хранить в музее филармонии вместе с многотомным сочинением писем директора.

автор: Виталий Сергеев
MistoSumy.com по материалам газеты "Ваш шанс"
Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: