Завантаження ...

Мэр города о бюджете, тарифах и политике

Мэр города Геннадий МИНАЕВ в последнее время не особо публичен. Он ироничен и иногда резок. Говорит, что существенно подкорректировал свое восприятие действительности. Считает себя реалистом.

Инна Стасова, http://rama.com.ua

Мэр города Геннадий МИНАЕВ в последнее время не особо публичен. Он ироничен и иногда резок. Говорит, что существенно подкорректировал свое восприятие действительности. Считает себя реалистом. Не приемлет потребительского отношения и бытового вандализма. Не понимает, как можно выкопать посаженные на городской клумбе кусты роз; как мусорить там, где еще недавно кто-то убрал. Считает, что поступил правильно, децентрализовав школьные бухгалтерии. Жалоб от директоров и родителей стало меньше.
Мэр города Геннадий Минаев рассказал «r» о бюджете, тарифах и политике r: Какие из Ваших грандиозных наработок не вошли в бюджет этого года? Как Вы его оцениваете?
Геннадий Минаев: Какие могли быть грандиозные наработки в таком бюджете? Но пусть будет лучше такой, чем вообще никакого. Он нам позволит профинансировать коммуналку, погасить перед ней долги. Бюджет как бюджет: касса по выдаче зарплаты и оплате за энергоносители. Что можно в таком случае говорить? Ни один серьезный проект не мог войти в этот бюджет. Ни транспорт, ни детский садик, ни тротуары… Перечислять все мои мечты?

r: Только основные… У Вас всегда были бюджетные предложения, и минимум 30% попадали в бюджет.
Геннадий Минаев:Тогда были времена, когда можно было мечтать. Сейчас совсем другое дело — надо работать над тем, что есть. Я жалею обо всех проектах, которые не попали в бюджет, но говорить о том, что «пропало все», не собираюсь. Бюджет должен быть направлен на улучшение комфортности проживания жителей. Если денег в городской казне на это нет, то тогда городская община сама должна задуматься над своим бытом.

r: Муниципальный заем будет?
Геннадий Минаев: Очень на это надеюсь, буду убеждать в его необходимости депутатов. Уже внес проект решения на сессию 26 мая. От него до основного решения три месяца, поэтому муниципальный заем — это проблема не этого, а, скорее, уже следующего года. Нам бы к октябрю выйти на конкурс по андеррайдеру (финучреждение, которое выиграет тендер на выпуск и обслуживание займа. -r). Многие проекты можно уже «хоронить» в этом году: коммунальный транспорт, новую транспортную схему, троллейбусные линии, путепровод. Можно сворачивать и пару-тройку лет не вспоминать – катимся по инерции. Если бы не перевыполнение бюджета 2009г., сейчас было бы вообще все мрачно. Дефицит бюджета мы покрыли нераспределенным остатком прошлого года. Но плановые показатели бюджета 2010г. уже не выполняются и перспективы весьма туманны.

r: Получается, ни о каких проектах речи быть не может. Главное — переждать?
Геннадий Минаев:С такими темпами развития финансовой ситуации в Украине как бы нам всем не поехать в заведения Евгения КОРОТКЕВИЧА (имеется в виду кладбища, за которые отвечает КП «Спецкомбинат». -r).

r: Бюджетникам хоть зарплата будет?
Геннадий Минаев:Даже в самые трудные месяцы зарплата у бюджетников была. В первую очередь. Есть вещи, которые мы должны выполнять. Но кроме зарплаты бюджетникам есть зарплаты и работникам коммунальных предприятий. Это вроде как вторично. И те и другие — сумчане, и мне больно смотреть, когда директор КП «Зеленстрой» Сергей ПРОКОПЕНКО вынужденно распустил зимой коллектив, а теперь собрать его не может (люди нашли другую работу) и лично учит новых работников сажать цветы. Это печально. Меня сильно огорчает ситуация в коммуналке.

Геннадий Минаев:Выход в одном: смена политического и административного устройства государства. Бюджеты должны формироваться в регионах, и они должны быть соизмеримы с тем, как работает регион. Пока не будет изменен Бюджетный кодекс, местные бюджеты будут кассами по выдаче зарплаты. Но на это никто не пойдет, так как все политики на Украине, кроме меня, популисты! Все! Ярые и откровенные. Из всех партий.

r: Надо понимать, в данный момент Вы политический нейтралитет не соблюдаете?
Геннадий Минаев:Я, по сути, нахожусь вне политики – занимаюсь хозяйственными вопросами. У нас в стране 20 лет ведется политика тотального популизма, и мы как та обезьяна, которая хочет и к красивым, и к умным, а на самом деле топчется на месте. Население в первую очередь должно решить, куда оно хочет: обратно в социалистическую страну с вареной колбасой за 3 рубля и коммунальными услугами 12 коп. за кв.м при зарплате в 110 рублей – нет вопросов. Пришли на референдум и проголосовали. Если же мы движемся к стране с настоящей рыночной экономикой, то уже давно надо было принять и новый Жилищный кодекс, и новые отношения в сфере ЖКХ. Люди живут как будто в Советском Союзе, хоть этой страны давно нет и она вряд ли вернется. Тотальный популизм приводит в итоге к печальным последствиям: еще 5–7 лет,и «хрущевки» начнут падать. Люди потеряют последнее, что имеют,– квартиры, если сами не будут о них заботиться. Этот путь давно прошли восточноевропейские страны бывшего социалистического лагеря. Ничего выдумывать не нужно – нужно идти за ними!
Транспорт, например. Когда-нибудь, наконец, найдется ли хоть один премьер-министр, который проведет монетизацию льгот?! Одни разговоры…

r: Какими должны быть тарифы, чтобы коммуналка перестала быть проблемной?
Геннадий Минаев:Высокими. По данным Министерства ЖКХ, в стране надо построить 74 тыс. км трубопроводов – три раза вокруг нашего земного шарика! Считайте, какими должны быть тарифы. Они должны за 5–7 лет позволить восстановить утраченные темпы строительства новых сетей. В принципе, в популистском порыве заигрывания с населением можем прийти к такому моменту, что тариф у нас будет 15 коп. за куб.м воды, но воды не будет! 20 лет никто не занимается обновлением основных фондов. Вопрос не в высоких тарифах, а в низкой оплате труда в нашем государстве. В их соразмерности. Сотрудники коммунальных предприятий также должны получать адекватную зарплату. Слесарю или сварщику надо платить минимум в три раза больше, чем это заложено в тарифе.

r: Как Вы относитесь к инициативе директора КП «Горводоканал» о благотворительных взносах на ремонт аварийных коллекторов?
Геннадий Минаев:Инициатива Василия ГУРЫ нереализуемая – никто водоканалу деньги перечислять не будет. Иждивенческие настроения у людей пока ничем не искоренить.

r: Так что же делать?
Геннадий Минаев: Надо рассматривать реальные тарифы, которые при рачительном хозяйствовании и должном контроле способны обеспечить оказание качественных услуг и развитие коммунальной отрасли. Повторюсь: без популизма. Если мне придется повышать тарифы, то я пойду на это даже за неделю до выборов.

r: Что с мусорными тарифами?
Геннадий Минаев:Никто не хочет вспоминать историю. Когда в 2007г. случился конфуз с итальянцами, которые испугались судебных разбирательств и сбежали, я встречался со многими руководителями компаний этой сферы и еще выдвигал условия, что в городе между ними должна быть конкуренция. Мне говорят: знаем мы вашу историю с итальянцами, до свидания. Уговариваем «ГринКо», находим «А-Муссон», заводим с условием, что год тариф не менять. Тариф, который подан в ноябре 2008г., а утвержден в феврале 2009г. Они работали по заявленному на конкурсе тарифу год, до мая 2010 г., но хотят иметь перспективу. Они год не повышали тарифы, но это не может быть бесконечно. Сколько они судились за право работать! Сколько им контейнеров сожгли! Этого никто не хочет понимать. Все хотят низкие тарифы. Чтобы город был чистым, тарифы должны обеспечивать все статьи затрат. Принимаем на сессии инвестиционную программу, новую норму накопления. Кстати, в этом Сумы идут впереди Министерства ЖКХ. В проекте нового приказа министра по нормам накопления ТБО использован наш опыт.

Законом не запрещено, что в тарифе может быть до 20% инвестиционной составляющей. Не захотели. Теперь «ГринКо» идет в суд, и ничего мы не сделаем: у них есть заключения инспекции по ценам. Суд установит нам этот тариф. Без инвестиционной составляющей. Кто от этого выиграет? Я буду требовать от них улучшения качества, они будут делать площадки и внедрять раздельный сбор, строить мусоросортировочную линию, но при этом будут думать и знать, что партнеров у них здесь нет. Вот в чем главное! Можно, конечно, не увеличивать тариф и посудиться три-четыре месяца, но кто от этого выиграет? Полигон у нас не безразмерный. Меня удивляют члены исполкома. Приходит на ум фраза, по-моему, Шота Руставели: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны!».

r: А разве Вы не договаривались с Николаем ТРОФИМЕНКО отложить рассмотрение тарифов на месяц, чтобы не сорвать бюджет?
Геннадий Минаев: У него было такое предложение – я был не согласен. Что изменится за месяц? Экономически обоснованные тарифы? Да. Надо принимать. И люди должны понимать, что они отвечают за свое жилье, за все, что его касается, за свой комфорт, наконец. Хотя, возможно, Николай Алексеевич был и прав – принятие тарифа накалило бы политическую обстановку… А тут принятие бюджета… Мегафоны на сессии… Думаю, что в начале июня мы вновь вернемся к рассмотрению этого вопроса.

r: Как будет решаться самая насущная для Сум проблема: функционирование центрального канализационного коллектора? Где взять деньги на реконструкцию?
Геннадий Минаев: В 2006–2007гг. радовался успехам водоканала, который мы реально спасали от банкротства — и спасли! Признаю: недостаток опыта сыграл негативную роль. Мне бы эту проблему лично почувствовать еще тогда – у нас сейчас была бы другая ситуация. Я ею проникся в 2008г. В прошлом году мы дюкером перешли через Псел. Теперь надо проложить трубы по земле: это проще, но расстояния больше – от «Романтики» до Пришиба. Протокол технического совещания уже направил министру ЖКХ. Концептуально вариантов три.

Первый. Получение кредита ЕБРР в размере 10 млн. евро. при посредничестве Министерства ЖКХ. Пока процесс стоит.

Второй. Если в мае-июне не срастется с кредитом ЕБРР, мы можем выйти на сессию в июле с инициативой взять на водоканал кредит 15–17 млн. грн. на первоочередные работы — обязательно нужно доделать ветку до пр. Лушпы. Кредит под любые проценты – настолько важно решение этой проблемы! В бюджете мы и 5 млн. грн. не найдем. Тогда предприятие заложит проценты по кредиту в тариф и будет рассчитываться с банком. Это запасной вариант, чтобы успеть до зимы выполнить необходимые работы. Правда, нужно еще найти залог, хоть и трудно, но нужно! Или бюджетная- возможно, наша, возможно, государственная — гарантия, что также сложно.

И, наконец, третий. Если не будет кредитов в этом году, другого пути, как горсовету рассматривать вопрос о передаче в аренду водоканала мощному инвестору, нет. Министр ЖКХ активно лоббирует принятие во втором чтении Закона Украины об особенностях передачи в концессию в аренду водоканалов и теплоснабжающих предприятий. Либо мы привлекаем нового эффективного хозяина, либо вкладываем собственные бюджетные средства.

r: Вы говорите, что Вы единственный – не популист. А если подвести итоги четырехлетнего пребывания у власти, что Вы считаете своими главными достижениями и просчетами?
Геннадий Минаев: Вы хотите, чтобы я подвел итоги своей работы? Не хотел бы оценивать свою деятельность и соизмерять с теми целями и задачами, которые были в 2006г. Жизнь скорректировала подходы. Думаю, что я не самый плохой мэр этого города. Пусть сумчане оценивают. Мне кажется, надо сравнивать мою работу с работой мэров подобных городов. Такое сравнение будет правильным. Как бы там ни было, у нас в Сумах тепло зимой; как бы мы ни считали аварии на водоканале (10 крупных за два последних года, а всего 40 с 2008г. -r), город с водой; дороги чистятся и ремонтируются. Жалею, что когда делили перевыполнение бюджета 32 млн. грн., в 2007 году не купили троллейбусы. Остальные бы не умерли.

r: Вы верите, что местные выборы будут?
Геннадий Минаев:Вообще-то их не может не быть. Когда-то ведь будут. Не хотел бы комментировать политические вопросы, но надо четко понимать, куда идем: назад в Союз или в Европу. Если назад в Союз, то политическая система Украины, по идее, должна быть максимально приближена к политической системе России. И, наверное, будет как-то адаптирована, если к осени 300 голосов будет в коалиции. Единая вертикаль: от президента до назначаемых глав администраций сел и поселков.
У нас же на уровне местного самоуправления вертикаль разрывается. Украиной подписана Европейская хартия, и есть Закон о местном самоуправлении. Меня губернатор не может вызвать, а только пригласить. Он мне не может приказывать, а может что-то поручить. Мы взаимодействуем при необходимости.
Если мы все же еще идем в Европу, то… я пока помолчу.

r: На Вас что, губернатор давит?
Геннадий Минаев:Нет. У меня с ним не было обстоятельной встречи: имею в виду такой, где я бы разложил все проблемы г.Сумы. Когда Николая ЛАВРИКА назначили губернатором, в первую неделю, в субботу, я был у него в кабинете в 8 утра и вышел в 8 вечера. 12 часов я ему рассказывал о проблемах города, и мы обсуждали все эти проблемы! Такой встречи с Юрием ЧМЫРЕМ еще не было. Мы с ним несколько раз обсуждали только локальные проблемы, не требующие отлагательств.

Он только два дня назад сформировал свою команду. Ему-то и дать поручение, по сути, некому было. Я был в таком же положении, как он, в апреле 2006 года, так что как никто другой понимаю его состояние. Надеюсь, тандем Чмырь-Минаев будет не менее эффективным для города Сумы, чем тандем Лаврик-Минаев, а может быть, даже в чем-то и более эффективным, учитывая стройность работы нынешнего Кабинета министров. Я имею в виду субвенции из госбюджета на социально-экономическое развитие нашего города.

r: А Вам лично интересна российская система власти?
Геннадий Минаев:Назначенным главой администрации города я себя не вижу. Меня выбирали люди, а не назначали сверху – согласитесь, в этом есть большая разница. В Украине скопирована нормальная немецкая модель самоуправления, но она страдает из-за бюджетного процесса, поставленного с ног на голову. В Германии города формируют свой бюджет, а какие-то налоги отчисляют «вверх», а у нас наоборот. Принятие местного бюджета у них напоминает войны: идут дискуссии, что куда направить. А нам что решать? Спустили контрольные показатели. Светлана ЛИПОВАЯ упала в обморок, Николай Трофименко схватился за голову, а я гомерически смеюсь. Что мы можем сделать? Ну, подкорректировали. Это не местное самоуправление, это вариант суррогатной модели перехода от социализма к капитализму. Если так будет и дальше, Украина обречена на жалкое существование, независимо от того, кто у власти.

r: Сейчас Ваша очередь выносить кандидатуру на должность секретаря Сумского горсовета. Кого Вы будете рекомендовать?
Геннадий Минаев: Вчера сказал депутатам, что не буду вносить кандидатуру ни от «Ночного Дозора», ни от Партии регионов, ни от «Нашей Украины». Кандидатура не будет проголосована. Хотя, конечно, есть варианты. Все может быть… Но у БЮТа есть решение не брать бюллетени, поэтому внесу согласованную кандидатуру от БЮТ. А если подтвердится информация, что Партия регионов нацелилась на выборы 31 октября, так тут вообще чуть-чуть осталось. В августе уже избирательная кампания начнется.

r: Какие у Вас мысли по поводу своего политического будущего?
Геннадий Минаев:Было бы нелогично не идти на выборы. Хочу знать, как меня оценивают горожане. Если я уж связал свою судьбу с политико-хозяйственной деятельностью, хочу быть последовательным, причем я не популист и не хочу заигрывать с электоратом, золотых гор не обещал и обещать не буду – все только совместными усилиями. Я по-прежнему беспартийный. За четыре года точно и окончательно понял, что партии и народ несовместимы. Все-таки верно когда-то сказал Джонатан Свифт: «Партия – это безумие многих ради выгоды единиц!»

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: