Мы продолжаем вам рассказывать об интересных сумчанах - не только о тех, кто заслужил любви и признания публики, а и о тех, кто только начинает свой путь. Поэтому открытие первой персональной выставки акварели молодой сумской художницы Татьяны Дудки стало хорошим поводом для знакомства с ней.
Мы продолжаем вам рассказывать об интересных сумчанах - не только о тех, кто заслужил любви и признания публики, а и о тех, кто только начинает свой путь. Поэтому открытие первой персональной выставки акварели молодой сумской художницы Татьяны Дудки стало хорошим поводом для знакомства с ней.
Для художника первая персональная выставка – памятное событие. Как первый поцелуй, как первая победа, она запечатлевается в памяти. Даже если работы не совершенны, если экспозиция совсем немногочисленная и вывешена не в крупном выставочном центре, а на стенах библиотеки – она значима уже тем, что является знакомством неординарного мира художника и неповторимого мира зрителя. И кто знает, что произойдёт, когда взгляды этих миров встретятся?
Недавно именно такое событие, открытие персональной выставки в отделе искусств областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской, произошло в жизни молодой сумской художницы Татьяны Дудки. Уже во взрослом возрасте она решила поменять иняз и психологию, которым обучалась в университете, на краски, холст и кисть. И теперь, благодаря акварели Тани, красота мира умножается, проникая не только внутрь бетонных зданий, но и в сердца смотрящих.
Как в Тане произошла перемена, какой путь она прошла, осознанно и целенаправленно постигая ремесло художника – об этом мы поинтересовались непосредственно у неё.
Как давно вы рисуете?
Полноценно – четвертый год. Где-то три с половиной года назад я нашла в Интернете группу "Техника акварельной живописи". Именно с нее все и началось. Очень талантливый педагог Майре Пююкко обучает акварели с нуля методом алгоритма. Именно благодаря ему я и «заразилась» рисунком.
Затем искала возможности по воплощению желаемого: мастер-классы, уроки, пленэры... Я думаю, что любое творчество полезно человеку. Это арт-терапия, возможность отвлечься от суматошного мира.
Из аннотации к вашей выставке я узнала, что вы с детства любили рисовать, но этому ремеслу никогда не учились. Почему тогда вдруг променяли полученную в университете профессию на детское увлечение?
Я действительно рисовала все время. Только в детстве это были обычные «разукрашки», никакого упорства. Но в какой-то момент я поняла, что человеку нужно какое-то собственное пространство для самовыражения. И таким самовыражением у меня стала живопись. Я поехала на пленэр, записалась в студию (от автора – имеет в виду «Студию Бориса Данченко»). Именно акварель дает такой момент медитации, когда все вокруг исчезает.
Как раз об акварели хотелось бы вас расспросить. Почему именно она, а не гуашь, не масло, не пастель? Или вы развиваетесь и в этих направлениях тоже?
Я пишу и маслом, и пастелью, но акварель привлекает меня своей сложностью и непредсказуемостью. Это непростая техника, особенно «по-влажному». В других техниках можно что-то исправить, наложить новый мазок, стереть. В акварели же это почти невозможно. Потому, иной раз приходится испортить много бумаги, пока что-то получится.
Я не профессионал, и очень многому ещё учусь, но именно акварель дает мне полную свободу.
Вы набираетесь опыта исключительно через Интернет и на пленэрах или у вас всё же есть в Сумах учитель, с которым вы советуетесь?
Есть, и не один. Я училась у Павла Остапенко, Артема Водяника, занималась с Александром Чередниченко, и Виктором Михайличенко. Артем Водяник вел «Студию изобразительного искусства Бориса Данченко», но сейчас у нас проблемы с помещением.
Считаете ли себя последовательницей кого-то из них?
(Улыбается) Ну, это вряд ли. Настоящий акварелист - Это Виктор Михайличенко. Он профессионал, и акварели у него потрясающе живые. А я еще только учусь.
А на кого ещё вы равняетесь в мастерстве, помимо Виктора Михайличенка?
Много хороших художников: Илья Ибряев, Майре Пююкко, Эндрю Уайет, Ли Ю, Юко Нагаяма…
Как думаете, научиться рисовать самостоятельно, по мастер-классам в Интернете для человека с задатками возможно? Или всё же на каком-то этапе всё равно необходим реальный учитель?
Мы забыли точный перевод слова педагог. Это тот, кто ведет, направляет. Думаю, что такой человек необходим. В какой-то момент просто глаз «замыливается», и нужен взгляд со стороны, чтобы все стало на свои места – так можно посмотреть на работу по-новому. Хотя основное, конечно, это упорная каждодневная работа, без нее мало что получается.
Акварель, как вы говорили, - непростая техника. Что лично для вас самое сложное в ней?
Наиболее сложное – сразу взять нужный тон. Из-за непонимания акварели работа и выходит «замученная». Легкость приходит с опытом.
Что вам нравится рисовать?
Люблю писать цветы и природу, меняющееся небо, деревья, окутанные светом, изгибы веток… Мир вокруг становится иным, когда рисуешь. И уже смотришь на все вокруг другими глазами - все становится интересным.
Это ваша первая выставка. Почему именно сейчас вы решили показать другим свои наработки?
Хотелось подвести итог своей работы, для чего я просто отобрала более-менее подходящие, на мой взгляд, акварельные работы и решила их показать. На выставку пришли в основном друзья, потому критики было мало, хотя я рада ей.
Татьяна Дудка – человек многогранный. Помимо занятий живописью, она ещё пишет стихи, эссе, сочиняет сказки и рассказы-миниатюры, которые можно почитать на портале Стихи.ру. Желаем успехов ей на творческой стезе.
Выставка художницы до конца этой недели ещё пробудет в библиотеке им. Н.К. Крупской. Вы можете посмотреть её лично или почитать о ней, перейдя по ссылке: https://mistosumy.com/news_13745.html
Анна Ларина
Все фото предоставила Татьяна Дудка