Завантаження ...

Свадебный бум в ШИК-66

  В Шосткинсокй исправительной колонии 8 июня состоялось 6 свадеб! Такого урожайного на бракосочетания дня сотрудники ШИК-бб не припомнят уже давно, Хотя создание семей, где муж осужденный, - явление не столь уж и редкое. Ведь заключенные лишены свободы только временно и тоже имеют право на личное счастье.

В прошлом году в Шосткинской колонии было зарегистрировано 27 браков, а с начала 2010 года - 13. Расписывает жениха и невесту сотрудница Шосткинского загса, приезжающая сюда специально для этой процедуры. А вот венчаются в колонии реже. В этом году отец Максим обвенчал в церкви св. Харлампия на территории колонии всего две пары.


Одинокие невесты, подбирая широкие подолы свадебных платьев, стоят в очереди на КПП. В отличие от обычной свадьбы, не их здесь прячут за тяжелой дверью - за семью замками находятся женихи. Кто-то за убийство, кто-то за грабеж, кто-то - за наркотики. Женихи выходят к невестам при параде: кто в костюме, кто просто в брюках и рубашке. Свидетели брачующихся - осужденные, друзья по отряду, а гости - это родители жениха или невесты.

Представитель Шосткинского загса уже ждет молодоженов в комнате для передач. Марш Мендельсона не звучит, но особенная атмосфера все же ощущается. Как и на воле, молодые обмениваются кольцами и первым супружеским поцелуем. Шампанское и прочие спиртные напитки в колонии запрещены, поэтому новую ячейку общества «обмывают» чаем - уже после официальной церемонии. Процедура бракосочетания длится минут 10, после чего новоиспеченная семья отправляется в комнату длительных свиданий на трое суток. А потом мужчина возвращается в свой отряд, а женщина уезжает домой - ждать мужа. Кто-то - несколько лет, а кто - и гораздо дольше. Если жених имеет нарушения дисциплины режима, в свидании ему может быть отказано. А в случае грубых нарушений - и в самой свадьбе.

Все хлопоты, связанные со свадьбой за колючей проволокой, невеста берет на себя. Она сама едет в загс того населенного пункта, где отбывает наказание ее жених, берет бланк, пересылает его в колонию, где он будет передан осужденному. Жених вносит туда свои данные и передает бумагу начальнику исправительного учреждения. Бланк возвращается в загс - и назначается дата регистрации. Все материальные расходы (наряды, кольца, продукты на трое суток) - тоже забота будущей жены.

Свою вторую половину осужденные либо находят по переписке, либо женятся на тех, с которыми встречались еще на воле. Одна из причин, по которой невесты вступают в брак с осужденным, - разница в правах гражданской и официальной жены. Первая имеет право только на краткосрочные свидания (через перегородку в присутствии конвоя), вторая - на долгосрочные (трое суток в специальной комнате). Нам удалось пообщаться с новоиспеченными семьями, созданными за колючей проволокой.

* * *


История знакомства Юры и Маши - необычная. Мария - красивая и уверенная в себе 21-летняя киевлянка, дочь руководителя одного из столичных жэков. Девушка приезжала в ШИК-66 к своему другу вместе с его бабушкой. Здесь, на территории колонии, случайно увидела Юру: молодые люди обменялись взглядами. Через два месяца, перед Новым годом, Маша опять приехала в колонию, но уже не к другу, а к Юре, предварительно все о нем разузнав. Оказалось, понравившийся Марии осужденный отбывал наказание за убийство (будучи выпившим, около бара убил знакомого). Однако это не испугало девушку, и поездки в ШИК стали регулярными: киевлянка приезжала к своему избраннику на кратковременные свидания. Через 7 месяцев Юра сделал Маше предложение. Девушка его всерьез не восприняла. «Я подумала, что у него не все в порядке с головой, - призналась нам Маша. - Какая может быть свадьба в тюрьме? Но потом подумала и согласилась. И вот долгожданный момент настал. Свадьба, конечно, не такая, как я мечтала. Я наряжалась на лестнице! Негде было даже подготовиться. Зато потом Юра, когда меня увидел, так обрадовался! До росписи встречи ведь совсем не было в тот день. Что мы расписались в колонии - ничего страшного: сначала все казалось дико, а потом красиво - трое суток романтики! Когда Юра освободится (осужден на 12 лет, отсидел 4 с половиной), мы отметим создание нашей семьи еще раз. Уже с венчанием. Я до сих пор не могу осознать, что Юра уже мой муж: я счастлива, и, думаю, все у нас будет хорошо! Мама сначала была в шоке, а потом, увидев зятя, смирилась: он ей понравился».

* * *


20-летняя киевлянка Аня, студентка столичного университета и его же сотрудница, даже и не думала, что свадебное платье ей придется надеть не в шикарном Дворце бракосочетаний, а за колючей проволокой, в колонии среднего режима, где отбывает наказание ее парень, 20-летний Евгений. До того, как Женя попал за решетку (за грабеж), молодые люди встречались три года. Поэтому, когда Анна получила от своего ухажера предложение руки и сердца, не удивилась. Но и сказать, что обрадовалась, нельзя. «Какая девушка хочет, чтобы ее свадьба состоялась в колонии?.. - признается собеседница. - Поэтому ответа на свое предложение Женя ждал целый год. Комната для росписи могла бы быть и получше. А вот женщина из загса говорила красиво. Мы поженились по любви, но зарекаться, что это на всю жизнь - нельзя. Моя мама отнеслась к нашему решению нормально. Она сказала, что у каждой семьи есть свои трудности: у кого-то в начале семейной жизни, у кого-то - в конце...» Евгений доволен тем, что у него теперь есть законная жена: «Жизнь в колонии семейного и холостого осужденного отличается. Ведь жена теперь может ездить ко мне на трехдневное свидание каждые три месяца».

* * *


Наташа и Сергей познакомились на воле, встречались три года. Наташе 18 лет, она из Житомира, учится в институте медсестринства. Сергею 21 год, он из г. Вишневого Киевской области. В колонии оказался за грабеж. Пожениться молодые люди решили сразу же: так быстрее и время идет у Сергея, и сидеть легче. Стать его женой Наташа согласилась не раздумывая, ведь она его знает уже не первый год! Ярких впечатлений от свадьбы в колонии девушка не получила, но и о том, что произошло, совсем не жалеет. Ребеночка планируют после освобождения Сергея (отсидел 8 месяцев, осталось - 4 с половиной года) - пара считает, что малыш должен видеть своего отца. По словам Сергея, эти три дня длительного свидания для него - словно сказка: как дома, даже забываешь, что находишься в тюрьме.

* * *

Жанис Мурников - 36-летний латыш, но срок отбывает в Украине (за убийство). Так получилось, что приехав к нам в 1992 году, он здесь надолго задержался. Сначала поехал посмотреть Закарпатье и отдохнуть там, а потом женился и остался. С женой прожил недолго - разошлись. Зато появилась дочь, которой сейчас 17 лет. Жанис уехал жить в Полтаву, работал трактористом, строителем, одним словом, везде, где платили деньги. Однажды, защищая свое достоинство, убил 60-летнего мужчину, за что получил 14 лет. Восемь уже отсидел. Ему повезло: в колонии он трудоустроен - работает дневальным в домике для свиданий. Это приличное место, напоминающее гостиницу. Насмотревшись на то, как осужденные встречаются со своими женами, решил не наблюдать за чужим счастьем, а насладиться своим. Избранница латыша - 40-летняя украинка. С ней Жанис познакомился в колонии, когда она приезжала на свидание к своему сыну. Потом паренька освободили, и женщина стала ездить уже к Жанису. Пара встречается целый год. Осенью должна состояться свадьба.



После церемонии все новоиспеченные семьи отправляются в домик для свиданий на территории зоны. Глядя на него, даже и не верится, что там, внутри, есть уютные «номера» с кондиционером, душем, современной мебелью, телевизором и холодильником... Переступив порог домика, рассчитанного на 25 комнат, попадаешь в другой мир: по коридору бегают дети (иногда и грудных малышей носят), на кухне хозяйничают женщины. Кстати, сотрудники ШИК-66 к свадьбам в колонии относятся положительно. «В основном жены хорошо действуют на своих мужей, - говорит старший инспектор социально-воспитательной и психологической работы Евгений Княгницкий, - подталкивают их к досрочному освобождению. Осужденные начинают принимать активное участие в общественной жизни, улучшается их поведение. Вообще большой процент заключенных - нормальные вменяемые люди, оказавшихся за решеткой по стечению обстоятельств. Что же касается жизни осужденного, женившегося в колонии, то его судьба после освобождения зависит от того, в какое окружение он попадет. Половина женщин, ставших женами на зоне, нормальные, а половина - неблагополучные. Вот и получается, что, выйдя из колонии, мужчина опять попадает в окружение воров, наркоманов и т.д. И неудивительно, что вскоре он снова оказывается за решеткой. Только уже в колонии не среднего режима, а строгого.


А бывает, выясняется, что муж совсем не приспособлен думать о семье. Тут, в исправительном учреждении, он полностью обеспечен. А дома нужно самому думать, как заработать».

* * *

Все наши собеседницы, ставшие женами в колонии, счастливы. Что будет потом и как сложится судьба каждой новоиспеченной семьи - покажет время. А пока что в жизни молодоженов - новый виток отношений: письма, свидания, ожидание...

Газета "Ваш шанс" #24/16.06.2010
автор: Юлия Шевченко





Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: