Для отечественной IT-сферы 2023 год можно считать знаковым: в феврале бот ChatGPT от компании OpenAI стал доступен в Украине (за исключением территорий, которые временно находятся под оккупацией россии) и уже активно применяется в работе. Однако на глобальном уровне столь стремительное развитие AI начало вызывать опасения. Сможем ли мы и дальше контролировать искусственный интеллект? Какие профессии он заменит? Кто будет нести ответственность, если алгоритм навредит пользователю? На эти и многие другие вопросы попытался ответить сооснователь компании Roosh и основатель IT-вуза SET University Сергей Токарев.
Развитие AI в ближайшем будущем
По мнению бизнесмена, нам посчастливилось стать свидетелями революции искусственного интеллекта. Только вот к ней никто не был готов. Человечество не ожидало, что алгоритм, призванный выполнять элементарные, скучные задачи, научится ещё и творить: писать картины, сочинять музыку, работать с текстами. И это лишь начало. Развитие AI продолжится, и уже сложно предсказать, какие результаты он продемонстрирует в будущем. Неудивительно, что этот прогресс вызывает страх у представителей разных сфер — люди боятся, что их карьере рано или поздно придёт конец, поскольку их заменит машина.
Впрочем, Сергей Токарев не видит угрозы в искусственном интеллекте. Он считает, что эту технологию следует рассматривать не как конкурента, а как ещё один полезный инструмент. Сегодня мы имеем дело с огромными объёмами данных, но их обработка занимает всё больше и больше времени, т. к. возможности человеческого мозга, увы, ограничены. В результате производительность труда падает. Искусственный интеллект может быстро собрать, проанализировать и систематизировать информацию и тем самым ускорить рабочие процессы.
Основная задача для нас на текущий момент — разобраться в том, как работает AI, и научиться применять его в своей работе. Эффективность алгоритма, по словам бизнесмена, напрямую зависит о того, насколько грамотно его используют. Это хорошо видно на примере промптов — специальных команд, на основе которых GPT выдаёт результат. Мало понимать, чего вы хотите от AI — нужно ещё и правильно сформулировать свой запрос. Составление промптов уже можно считать новой специальностью, которую предстоит освоить людям.
«Я думаю, что, в конце концов, останутся только профессионалы высочайшего уровня — эксперты, которые будут управлять искусственным интеллектом», — делится предположениями бизнесмен.
Какую работу возьмёт на себя AI
Рассуждая о сферах, в которых может быть полезен искусственный интеллект, Сергей Токарев выделяет коммуникацию. К примеру, компьютер вполне может заменить оператора техподдержки: предоставлять вам информацию о продуктах и услугах, озвучивать её клиентам, и причём делать это намного быстрее. Через пару лет в телефонном разговоре мы уже не сможем отличить реального собеседника от натренированного бота, который научится улавливать ваши эмоции и давать вам ответы в предпочтительной для вас форме.
Частично AI заменит и персональных ассистентов. Появятся специальные программы, которые смогут принимать и обрабатывать звонки и электронные письма, составлять распорядок дня, вносить заметки в календарь и уведомлять о важных встречах — в общем, всячески облегчат жизнь человека, и без того загруженного работой.
Но в значительной степени, по словам Сергея Токарева, искусственный интеллект повлияет на сферу поиска. GPT уже способен быстро находить необходимую информацию по запросу, но при этом результаты его ресёрча не зависят от рекламы, как у привычных нам сервисов.
«Мне известно, что развитие AI вызвало тревогу у корпорации Google, которая понимает, что проигрывает. Для чего нужен её поисковик, ответы которого продиктованы рекламодателями, если благодаря ChatGPT можно получить качественное и точное решение конкретной проблемы?» — рассуждает предприниматель.
Преграды на пути развития искусственного интеллекта
Помимо опасений за трудоустройство, AI-прорыв поднял ряд этических проблем, и именно этот фактор, по мнению Сергея Токарева, повлияет на дальнейшее развитие технологии. К примеру, повисли в воздухе вопросы о том, разрешено ли использовать для работы сервисов искусственного интеллекта фотографии, которые находятся в публичном доступе, и может ли владелец этих снимков потребовать у вас удалить изображения.
Более того, текущая версия GPT ограничена в нравственном плане и не может дать вам информацию о том, как создать взрывчатку или скрыть следы преступления. Но кто будет контролировать технологии, созданные на основе AI в тайне ото всех? Что помешает государству или частной компании выпустить аналог GPT, у которой будет право генерировать ответы, что называется, без цензуры?
Наконец, современная юридическая система, которая выстраивалась веками, пока не готова решать вопросы, связанные с использованием AI. Не существует законов, которые определяли бы, кто понесёт ответственность за его работу, его ошибки или причинённый им вред: создатель технологии, пользователь или сам алгоритм. Неизвестно также, под чью юрисдикцию должны попадать действия искусственного интеллекта, ведь взгляды на нормы и правила в разных странах сильно отличаются друг от друга.
Тем не менее Сергей Токарев убеждён, что сопротивляться развитию AI-технологий не стоит, иначе мы рискуем превратиться в луддитов 21 века. Нет никакого смысла разрушать то, что можно использовать для благих целей.