19 Жовтня 2010
2065
Наклейка «без ГМО» есть даже на воде и сахаре, которые трансгенов вообще не содержат. Но эта маркировка не спасает украинцев от потребления модифицированных продуктов. В начале октября Кабмин, наконец-то, утвердил порядок государственной регистрации генетически модифицированных организмов (ГМО). Речь идет об источниках кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов, которые содержат такие организмы или были получены с их использованием.
Наклейка «без ГМО» есть даже на воде и сахаре, которые трансгенов вообще не содержат. Но эта маркировка не спасает украинцев от потребления модифицированных продуктовВ начале октября Кабмин, наконец-то, утвердил порядок государственной регистрации генетически модифицированных организмов (ГМО). Речь идет об источниках кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов, которые содержат такие организмы или были получены с их использованием.
В постановлении КМУ №919 (от 12.10. 2010 г.) говорится, что регистрация ГМО будет проводиться бесплатно путем внесения их в специальный Госреестр. Но протестировать свою продукцию на содержание ГМО в массовом порядке производителям продовольственных товаров пришлось еще в начале 2010 года. Тогда в силу вступил Закон № 1778-VI о вводе обязательной маркировки продуктов питания, которые не содержат трансгенов.
А в марте 2010 г. вступил в силу Закон № 1779-VI, которым вводится административная ответственность (штраф) за предоставление недостоверной информации о товаре и за бездеятельность в устранении этого недостатка.
По факту проведенных анализов на товарах поменялись этикетки - с надписью «без ГМО» (если процент генно-модифицированных веществ в исследуемом продукте был не больше 0,9%) или «с ГМО» (при более высоком проценте). По оценкам Украинской аграрной конфедерации совокупные затраты «пищевиков» составили 1,5-2 млрд. грн., а лабораториям пришлось выполнить около 20-25 млн. анализов. Понятно, что эти затраты компенсировались из кошельков обычных потребителей за счет удорожания продуктов.
Президент кондитерской корпорации «Бисквит-Шоколад» Алла Коваленко объясняет, что перемаркировка пищевой продукции заставила производителей идти на дополнительные расходы – заказывать новую упаковку и утилизировать старую. Хотя самые предприимчивые производители, а также импортеры, пошли по другому пути – они не стали менять этикетку целиком, а прилепили рядом на ней или рядом дополнительные стикеры и штампы.
Но упаковка – это лишь часть затрат. Дороже всего новшество обошлось тем производителям, ассортиментный ряд которых насчитывает по нескольку сотен позиций. К таким относятся, например, кондитерские корпорации. За лабораторные анализы всех видов конфет (150-250 наименований) им пришлось выложить не менее 100-150 тыс. грн.
По утверждению экспертов, новое оборудование для определения ГМО в этом году должно было с лихвой себя окупить. Тем не менее, ответить на вопрос, как после законодательных новшеств поменялась ситуация с количеством в генно-модифицированных продуктов на отечественном рынке, специалисты затрудняются. «Проблема в том, что в Украине наработана очень маленькая сравнительная база – до введения законом этой обязательной маркировки масштабных исследований в Украине не проводилось», - утверждает руководитель отдела тестирований «Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «ТЕСТ» Нина Кильдий.
Действительно, некоторый период времени это было делом сугубо добровольным, на чем и сыграли некоторые производители. В прессе и на ТВ появилось множество рекламы, в которой акцентировалось внимание на «генной чистоте» продукта. Как отмечает Нина Кильдий, на протяжении текущего года экспертам ни разу не попадались на глаза продукты с трансгенными компонентами, наличие которых бы подкреплялось надписью на этикетке «с ГМО».
Но утверждать, что раньше продукция с ГМО встречались повсеместно, а сейчас ее просто нет, несправедливо. Как рассказали proUA специалисты Госпотребстандарта (Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики), при официальных проверках в процентом соотношении количество ГМО-продуктов в 2009 г. и 2010 г. практически не изменилось.
В результате проверки продуктов, которые имеют надпись «без ГМО», оказалось, что врут покупателям только 5% производителей.
В «группе риска» товары, в составе которых есть соя и ее производные: колбасные и молочные изделия, сыры, мясные полуфабрикаты. А также – хлебобулочная и кондитерская продукции. А вот в «ТЕСТе» считают, что модифицированную сою в мясных изделиях и полуфабрикатах (пельменях, варениках, котлетах, фарше) сегодня используют меньше. «В мясных изделиях фальсификация соей сильно распространена. Несмотря на то, что вместо мяса в них содержится 70-80% сои, модифицированных организмов в подавляющем большинстве проверенных нами образцов нет», - уточняет Нина Кильдий.
Недовольных новой «обязаловкой», впрочем, тоже хватает. Дело в том, что некоторых продуктах и напитках ГМО по своей природе вообще содержаться не может. К примеру, к таким относятся сахар и подсолнечное масло, а также – водка и минеральная вода. Производители этих товаров жалуются, что наравне с остальными вынуждены были исследовать свою продукцию, чтобы поставить заветную маркировку «без ГМО». При этом эксперты обращают внимание, что указание в продукте питания ингредиента, который в нем отсутствует, противоречит продовольственному кодексу Codex Alimentarius, соблюдать положения который Украина обязалась при вступлении в ВТО.
Кстати, еще один любопытный момент: частота, с которой должны проводиться лабораторные анализы продовольствия на ГМО, в законе не прописаны. По мнению заместителя председателя Всеукраинской экологической лиги Татьяны Тимочко, чтобы подтвердить отсутствие ГМО в готовой продукции, производителю достаточно делать проверки примерно раз в квартал. В то же время Нина Кильдий считает, что «перепроверять каждую палку колбасы», если у компании не меняются поставщики сырья, не стоит.
Хотя не исключено, что производителей вполне могут обязать проверять продукцию регулярно. Ведь в Украине именно ГМО (а вовсе не цены на продукты питания) – самый страшный враг для потребителей, а сертификация – отличный способ заработка и вид бизнеса для проверяющих учреждений.
Так, за последний год было свыше десятка лабораторных центров открыто или дооснащено нужным оборудованием (его комплект – 700 тыс. грн.). Сегодня только в системе Госпотребстандарта действует 14 таких лабораторий. Есть они еще и в подразделениях Минздрава и Минагрополитики. В общей сложности их уже сейчас насчитывается около тридцати.