Завантаження ...

Украинский МИД испугался WikiLeaks

Отказ комментировать касающиеся Украины материалы с WikiLeaks ставит наши власти в двусмысленное положение. C определенной долей условности официальная реакция на публикуемые сайтом WikiLeaks документы Госдепартамента США стала индикатором состояния отношений между властями и обществом той или иной страны, а также степени уверенности в себе ее руководства.

Отказ комментировать касающиеся Украины материалы с WikiLeaks ставит наши власти в двусмысленное положение
C определенной долей условности официальная реакция на публикуемые сайтом WikiLeaks документы Госдепартамента США стала индикатором состояния отношений между властями и обществом той или иной страны, а также степени уверенности в себе ее руководства.

Показательно, что наиболее острую реакцию слив вызвал в Италии. Министр иностранных дел страны Франко Фраттини назвал утечку закрытой корреспонденции американского внешнеполитического ведомства «11 сентября для дипломатии». Учитывая, что сами «виновники торжества» были куда более сдержанны в оценках случившегося, можно предположить, что ощущение катастрофы в большей степени вызвано все же внутренними причинами. Крайне нелестная характеристика, которую дали итальянскому премьеру Сильвио Берлускони американские дипломаты, была обнародована слишком не вовремя. Глава правительства и так уже замешан в нескольких сексуальных скандалах, а кроме того, суд счел доказанными его былые связи с мафией. Так что его оценка как неэффективного и слабого руководителя лишь на руку оппонентам. И хотя сам Берлускони отшучивается, его рейтинг это не улучшит. К слову, единственная константа внутренней политики Италии – ее нестабильность. За 64 года существования государства здесь сменилось 59 правительств.

Турция, напротив, отреагировала на слив крайне сдержанно – при том, что ей в обнародованных документах уделяется наибольшее внимание. И оценки американских дипломатов отнюдь не льстят Анкаре. Премьер страны Реджеп Эрдоган характеризуется как высокомерный исламский диктатор, считающий себя «Трибуном Анатолии», а глава внешнеполитического ведомства Ахмет Давутоглу и вовсе назван «опасным» в связи с его неооттоманскими амбициями. Последний пока отмалчивается. А вот Эрдоган заявил, что пока еще рано давать комментарии: «Сначала давайте посмотрим, что там [в документах]. Тогда будет ясно, что там серьезно, а что нет: достоверность сведений на WikiLeaks вызывает сомнения». Такая сдержанность Эрдогана особо примечательна на фоне якобы данной ему характеристики: несмотря на мужественный имидж, склонен «занимать выжидательную позицию даже в моменты, когда крайне необходимы быстрые и решительные меры». В данной ситуации осторожность турецкого премьера вполне оправдана. Несмотря на широкую общественную поддержу и успех конституционного референдума, сочетающего демократизацию с умеренной исламизацией, светская и в особенности армейская оппозиция ведомой Эрдоганом Партии справедливости и развития все еще сильна. Так что документы с WikiLeaks могут представлять для него угрозу, независимо от их происхождения. Кстати, Вашингтон косвенно признал подлинность этих материалов, заявив, что они «имеют откровенный и часто незаконченный характер», и не являются «выражением политики» США.

Очень интересна динамика восприятия откровений с WikiLeaks Москвой (спецслужбы крышуют мафию, в России нет демократии, Путин – «пахан», Медведев – никто, партнеры по тандему – Бэтмен и Робин и т.д.). Сначала глава МИД РФ Сергей Лавров заявил: «это – забавное чтиво, однако в практической политике мы будем руководствоваться конкретными делами наших партнеров». Аналогичные заявления делали и его коллеги в странах ЕС, так что казалось, что Россия не выбивается из общеевропейского тренда. Но затем Владимир Путин вдруг дал интервью Ларри Кингу, в котором дал жесткую отповедь американцам, суть которой сводилась к простой формуле «не лезьте в наши дела». Причем российский премьер удачно сочетал этот пассаж с отнюдь не прозрачным намеком на возможность новой гонки вооружений, если США не ратифицируют договор по СНВ. Особого интереса заслуживает то, что Медведев отмолчался. Его пресс-секретарь Наталья Тимакова заявила лишь, что «сравнение с голливудскими персонажами едва ли заслуживает отдельного комментария». Ирония состоит в том, что как раз такое поведение тандема вполне укладывается в характеристику, содержащуюся в документах с WikiLeaks.

Наиболее эффектной на общем фоне выглядит позиция Киева. Высказались по поводу вики-скандала (отказ от комментариев – тоже комментарий) все затронутые стороны. И даже те, о ком пока не упоминалось, не остались в стороне – достаточно отметить, что о WikiLeaks негативно высказались Британия, Австралия и ряд других государств, а министерство обороны Канады запретило своим служащим заходить на этот сайт. Мы молчим, хотя массив материалов, касающихся Украины, постоянно увеличивается.

Причем теперь речь идет уже даже не об идеологических моментах (отказ Азербайджана признавать Голодомор геноцидом под угрозой российского шантажа), а о безопасности государства. Ведь вопросы энергетики и коррупция относятся к этой сфере. То ли нашим властям нечего сказать (читай: все сказанное на WikiLeaks - правда). То ли они ждут, пока кто-то даст отмашку. И тогда снова выходит, что материалы скандального сайта в целом верно описывают состояние дел в нашей стране.
Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: