Соцсети как орудие революционной борьбы

Что мы знаем об Интернете? Что за последние несколько лет он стал неотъемлемой частью жизни большинства людей на Земле. Что с его помощью можно получить и передать любую информацию в любую точку на нашей планете. Всемирная сеть настолько глубоко проникла во все сферы жизни людей, что ее впору называть восьмым и девятым чудом света одновременно.

Что мы знаем об Интернете? Что за последние несколько лет он стал неотъемлемой частью жизни большинства людей на Земле. Что с его помощью можно получить и передать любую информацию в любую точку на нашей планете. Всемирная сеть настолько глубоко проникла во все сферы жизни людей, что ее впору называть восьмым и девятым чудом света одновременно.


MIGnews.com.ua

Что мы знаем об Интернете?

Что за последние несколько лет он стал неотъемлемой частью жизни большинства людей на Земле. Что с его помощью можно получить и передать любую информацию в любую точку на нашей планете. Всемирная сеть настолько глубоко проникла во все сферы жизни людей, что ее впору называть восьмым и девятым чудом света одновременно. Более того, Интернет стал довольно серьезным игроком и на мировой политической арене. Ярким подтверждением тому - ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Что объединяет все так называемые революции, уже произошедшие и еще происходящие сейчас в Тунисе, Ливии, Египте, Марокко? Несомненно, желание людей бороться за свои права, за улучшение собственной жизни. Но есть еще один объединяющий фактор - все демонстрации и беспорядки в этих странах начинались с соответствующего призыва в Интернете, организовывались в Интернете и координировались тоже в Интернете.

Возьмем отправную точку "жасминовых" революций - Тунис.

Призыв к выступлению против правящего десятилетиями президента был размещен на страницах одной из социальных сетей. Действия демонстрантов организовывались и обсуждались там же. Через несколько дней после начала беспорядков, власть закрыла доступ и к соцсетям и вообще ко Всемирной паутине, но маховик революции уже был запущен. Причем, прошелся он не только по Тунису… Мятежный дух семимильными шагами распространялся по соседним и не только странам и по большей части через Интернет. Власти той же Ливии или Марокко могли ввести цензуру на телевидении и показывать события, происходящие в Тунисе под нужным углом, но контролировать всемирную паутину гораздо сложнее…

Далее - Египет. Революция в этой стране с самого начала была организована через социальные сети и отчасти началась с создания антиправительственных групп в Facebook, призвавших к самым первым протестам в Каире. В Египте у Facebook порядка 5,5 миллиона пользователей - больше, чем в любой другой арабской стране. За первые две недели после начала демонстраций египетские пользователи создали на этом сайте более 32 тысяч новых групп и 14 тысяч публичных страниц.

Ливия, Иорнадия, Марокко, Йемен, Бахрейн - ситуация в этих странах развивались по тому же сценарию. Даже в Китае была предпринята слабенькая, но попытка организовать свои акции протеста и тоже с помощью все тех же соцсетей. Правда, в отличие от арабских стран китайские власти отреагировали молниеносно, а не через несколько дней, и сразу закрыли доступы ко всем ресурсам, где хотя бы просто упоминалась "жасминовая революция". Не говоря уже о блогах, в которых содержался призыв к восстанию.

Огромное значение Интернету в целом и соцсетям в частности придают и в США. Особенно в контексте последних событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Американский Госдепартамент всерьез взялся за пропаганду на сайте Twitter: в ведомстве решили завести микроблог сразу на трех языках в плюс к уже существующим - русском, китайском и хинди. И все это делается ради прямого общения с "сетевыми активистами в авторитарных странах". Причем, на это общение американцы не жалеют ни сил, ни средств. Как отметила госсекретарь США Хиллари Клинтон, Штаты выделят ни много ни мало 25 миллионов долларов на поддержку блогеров и сетевых активистов в "авторитарных странах".

Так неужели правы те эксперты и политологи, которые утверждают, что без Интернета демонстраций, митингов, революций, свержений президентов в арабских странах могло бы и не быть? Такого мнения, например, придерживается российский востоковед Георгий Мирский. "Стоит отметить стойкость и непреклонность людей, в авангарде которых шла молодая интеллигенция. Увидев, что произошло в Тунисе, они при помощи Интернета мобилизовали народные массы. Без Интернета вообще ничего не было бы", - сказал он, комментируя ситуацию в Египте.

Однако у такой точки зрения есть и противники.

Они считают, что всплеску революционной активности способствовали не встречи агрессивно настроенных людей в соцсетях, а скорее сама протестная среда, созревающая отнюдь не в виртуальном пространстве, а в стране в целом. Тем более что отключение Интернета в охваченных мятежным огнем странах, никак не способствовало снижению активности митингующих. "Проведение Facebook-революции является надуманным мифом, это тоже самое, что заявлять о том, что революцию осуществила газета "Правда". Социальные сети являются лишь стимулом, а реальной причиной служат другие факторы", - считает эксперт по вопросам информационной безопасности Самвел Мартиросян.

В чем-то правы и те, кто говорит об исключительном значении Интернета в революционных событиях на Ближнем Востоке и Северной Африке, и те, кто отводит Всемирной паутине гораздо более скромную роль. И рассуждать о том, на чьей стороне больше правды, по сути, бессмысленно. Интернет в любом случае повлиял на ситуацию и в Тунисе, и в Египте, и в Ливии, а насколько - уже не столь важно.

В завершении еще один момент. Осваивать просторы Всемирной паутины и в частности социальных сетей активно начала украинская оппозиция, а конкретно - лидер "БЮТ-Батькивщины" Юлия Тимошенко. Несколько дней назад она завела свою страничку на Twitter и призвала всех оппозиционеров использовать возможности социальных сетей. "Я хотела бы просто всех людей призвать прийти работать там, где есть свобода слова - на Twitter, на Facebook: и мы с вами сможем консолидироваться… В условиях авторитаризма и диктатуры это - прекрасная возможность объединить силы", - прогрессивно заявила она.

Уж не революцию в Украине собралась затеять Леди Ю? Правда, для этого ей правильнее было бы зарегистрироваться на "Одноклассниках" или "ВКонтакте". На данный момент, в самой большой социальной сети мира - Facebook - зарегистрировано всего лишь чуть более 450 тысяч человек из Украины. А про Twitter и говорить нечего…

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: