11 Квітня 2011
2868
Одной из главных новаций готовящейся пенсионной реформы должно стать введение накопительной составляющей. На первом этапе – специальных накопительных счетов, открытых в Пенсионном фонде (ПФ) для каждого работающего украинца. В отличие от действующей сейчас солидарной системы накопительная предусматривает персонификацию данных о каждом плательщике взносов.
Убеждая нас в необходимости введения накопительных пенсионных счетов, правительство само не представляет, как обеспечить эффективную работу новой системыОдной из главных новаций готовящейся пенсионной реформы должно стать введение накопительной составляющей. На первом этапе – специальных накопительных счетов, открытых в Пенсионном фонде (ПФ) для каждого работающего украинца. В отличие от действующей сейчас солидарной системы накопительная предусматривает персонификацию данных о каждом плательщике взносов. Иными словами, пенсия каждого украинца будет жестко привязана к тому, сколько ему удалось накопить на собственном персональном счете. В правительстве считают это единственной возможностью уберечь отечественную пенсионную систему от грядущего коллапса, когда взносов работающих граждан просто не хватит для того, чтобы содержать растущую армию пенсионеров. Впрочем, даже самому ярому стороннику скорейшего внедрения пенсионной реформы вице-премьер-министру социальной политики Сергею Тигипко недавно пришлось признать, что на сегодняшний день второй уровень такой пенсионной системы в большинстве стран, где она введена, демонстрирует существенные недостатки. Сергей Леонидович не стал распространяться, о чем именно идет речь. Хотя все возможные проблемы, связанные с внедрением обязательного государственного накопительного страхования, лежат на поверхности.
Главная проблема для государства – обеспечить стабильное наполнение оставшегося в Пенсионном фонде общего котла. Ведь на переходном этапе за счет солидарной системы государству придется обеспечить выплату пенсий нынешним пенсионерам и тем, кто будет выходить на пенсию в ближайшие десятилетия, а значит не успеет накопить на индивидуальном счету достаточной для обеспечения собственной старости суммы. При этом часть отчислений, которые делают нынешние работники, уже не будет попадать в общий котел, оседая на индивидуальных счетах. По словам директора Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартина Райзера, в прошлом году в Пенсионный фонд из бюджета была перечислена сумма, равнозначная 7% ВВП (около 60 млрд грн). В случае внедрения накопительной составляющей казне придется спонсировать ПФ на еще большую сумму, что в условиях продолжающегося кризиса и вхождения страны в период пиковых выплат по государственным долгам может оказаться слишком проблематичным. Правда, в правительстве уверяют, что к 2013 году смогут обеспечить бездефицитную работу Пенсионного фонда. Но конкретных расчетов, какие именно мероприятия и на сколько позволят увеличить доходы ПФ, команда Николая Азарова пока не предоставила.
Ухудшение финансового состояния Пенсионного фонда поставит под удар выплаты пособий нынешним старикам. Впрочем, грядущее внедрение накопительных пенсионных счетов может сделать не менее проблематичным и обеспечение выплаты пособий многим будущим пенсионерам. Речь идет о нескольких категориях граждан. Во-первых, это хронические безработные, перебивающиеся на временных подработках, у которых просто нет шанса накопить на достойную старость. По данным Госкомстата, по итогам февраля количество безработных выросло до 2,2% трудоспособного населения, или до 616,7 тыс. человек. Но это только официально зарегистрированная безработица. По информации профильного парламентского комитета, количество экономически неактивного населения трудоспособного возраста составляет почти 7,8 млн. И это первые претенденты на безденежную старость в будущей реформированной пенсионной системе. Во-вторых, это работники, которым неаккуратно выплачиваются зарплаты. Соответственно, в будущем также неаккуратно будут пополняться их индивидуальные пенсионные счета. По состоянию на 1 марта размер невыплаченных зарплат составил 1,415 млрд грн. Причем в сравнении с предыдущим месяцем он вырос на 5,3%. И реальных рычагов погашения этой задолженности у государства на сегодняшний день нет, как нет и ответов на вопрос, откуда будут брать деньги на старость в будущем упомянутые категории граждан. Хотя задуматься о своем будущем не помешает и тем, кто будет регулярно отчислять взносы на свой индивидуальный счет. По словам Тигипко, в первый год действия индивидуальных накопительных счетов каждый работник будет отчислять на них 2% от его общих взносов в ПФ, и постепенно эта цифра будет доведена до 7%. По выходу на заслуженный отдых пенсию с накопительного уровня можно будет получить либо единым платежом, либо аннуитетными выплатами пожизненно. При этом социальный министр скромно умалчивает о том, сколько же именно будут получать будущие пенсионеры: либо правительство не делало таких расчетов с учетом размера отчислений и уровня ныне декларируемых зарплат, либо пенсии оказались столь мизерными, что озвучивать эту цифру правительственные чиновники просто не решаются.
Все эти проблемы придется решать даже при удачном старте пенсионной реформы. В противном случае проблем, причем, куда более сложных, может оказаться еще больше. К примеру, полный провал подобная реформа потерпела в Аргентине, хотя накопительные пенсионные счета там были введены еще в 1994 году, когда аргентинская экономика могла служить образцом для остального развивающегося мира. Уже к концу 90-х частные предприниматели стали массово уклоняться от уплаты налогов в ПФ, засомневавшись в надежности и эффективности управления своими сбережениями. В результате из 9,3 млн работников, участвующих в накопительных схемах, регулярно делали взносы на свои пенсионные счета только 3,8 млн. Но хуже всего то, что частные пенсионные фонды, которым были переданы в управление средства с индивидуальных счетов, показали полную несостоятельность. Лишь незначительная часть находившихся в их управлении средств была вложена в акции и облигации негосударственных предприятий, остальное было инвестировано в государственные долговые обязательства. В свою очередь правительство, столкнувшись с проблемой выплат по долгам, перевело свои номинированные в долларах ЦБ перед фондами-резидентами в национальную валюту. В 2001 году аргентинский песо был девальвирован, что попросту обесценило активы частных пенсионных фондов. Сейчас никто не может дать гарантий, что аналогичный сценарий не повторится и в Украине. Тем более что и у нас вложение в долговые бумаги государства – один из самых интересных инвестиционных инструментов. У правительства же, которое поставлено перед необходимостью увеличить выплаты по долгам, будет достаточно искушений, чтобы воспользоваться аналогичной схемой их уменьшения. К слову, вернуться к солидарной пенсионной системе недавно вынуждено было и Чили, опыт которой еще недавно многие эксперты ставили Украине в пример.
Не говоря уже о том, что, готовясь к внедрению накопительной системы пенсионного обеспечения, государство не создало условий для развития фондового рынка, что гарантировало бы управляющим компаниям наличие достаточных инструментов для вложений, и не позаботилось о том, чтобы в принципе обеспечить надежную защиту передаваемых им средств. В Украине не введены международные стандарты финансовой отчетности для негосударственных пенсионных фондов, которым, как предполагается, могут быть переданы средства с накопительных счетов ПФ. И не существует жестких требований относительно раскрытия информации о реальных собственниках учреждений, которые потенциально могут участвовать в обеспечении работы накопительного пенсионного страхования. А существующие ныне штрафы за ненадлежащее управление средствами участников накопительной системы пенсионного страхования выглядят просто копеечными. Что само по себе является непаханым полем для всевозможного рода мошенников, которые вполне могут оставить без копейки миллионы будущих украинских пенсионеров.