11 Квітня 2011
1881
Украинцам в последнее время становится все сложнее получить шенгенскую визу, несмотря на то, что официальная статистика говорит об уменьшении количества отказов. По официальным данным, количество отказов в визах гражданам Украины в Шенгенской зоне снизилось за последние пять лет с десяти до четырех процентов от числа принятых заявок.
Украинцам в последнее время становится все сложнее получить шенгенскую визу, несмотря на то, что официальная статистика говорит об уменьшении количества отказов. По официальным данным, количество отказов в визах гражданам Украины в Шенгенской зоне снизилось за последние пять лет с десяти до четырех процентов от числа принятых заявок.
Украинцам в последнее время становится все сложнее получить шенгенскую визу, несмотря на то, что официальная статистика говорит об уменьшении количества отказов.Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Александр Сушко. Так, по официальным данным, количество отказов в визах гражданам Украины в Шенгенской зоне снизилось за последние пять лет с десяти до четырех процентов от числа принятых заявок. Зафиксировано около 5000 случаев в год, когда на территорию ЕС в пограничных пунктах были не допущены граждане Украины. Это составляет менее 0,5% от числа пересечений границы. Кроме того, количество украинцев, задержанных за незаконное пребывание на территории ЕС, в последние годы постоянно уменьшается с 22 тысяч человек в 2006 г. до 12,5 тысяч в 2009 г. По количеству граждан, подающих в ЕС заявки на статус беженца, Украина не входит даже в лидирующую тридцатку государств мира.
Тем не менее, консульства тихо, но уверенно закручивают гайки: по важнейшим параметрам визовой практики ситуация продолжает ухудшаться.
Шенгенские законодатели оказались не вполне готовыми к новым реалиям, поэтому визовая практика Шенгена до сих пор базируется на архаичных для самой Европы принципах «страны основного назначения» и «первого пересечения границы», которые во многих случаях невозможно заранее определить. Особенно, если речь идет о необходимых регулярным путешественникам многоразовых визах с длительным сроком действия.
Другим казусом Шенгена последних месяцев является повсеместно усиливающиеся требования к идентификации «основного места работы». Консульствам уже недостаточно справки с указанием должности и зарплаты, которой было достаточно всегда, даже задолго до подписания Договора об упрощении оформления виз.
Кроме того, от предпринимателей требуется все возрастающее количество документов, относящихся к их экономической деятельности.
А.Сушко считает, что если и происходит унификация норм и правил, то скорее в сторону их ужесточения. Так, большим и неприятным сюрпризом последних месяцев для путешественников стал повсеместный отказ консульств принимать документы с бронированием отелей, сделанным через Интернет.
Общая тенденция свидетельствует о том, что консульства стремятся максимально ограничить срок действия визы, выдавая ее в большинстве случаев только для одноразового въезда и только на конкретное число дней первого из планируемого мероприятий. Нередки случаи выдачи одноразовых виз даже после одной-двух шенгенских годовых многоразовых виз.
«И, пожалуй, самое важное — усложняющаяся практика доступа к шенгенским визам бьет по неокрепшей и хрупкой европейской идентичности украинского общества, подрывает мотивацию его европейски ориентированной части, способствует моральному отчуждению украинцев от Европы, усиливает аргументацию тех, кто сейчас, пользуясь благоприятным политическим моментом, толкает Украину в объятия настойчиво зовущего «братского» прошлого», — пишет автор.