2 Лютого 2012
1926
В первый день февраля рядовые украинцы стали свидетелями уникального события: наша страна в экстренном порядке начала импортировать электроэнергию из-за рубежа. Формальной причиной для этого стали сложные погодные условия, к которым отечественная электроинфраструктура оказалась не готова.
В первый день февраля рядовые украинцы стали свидетелями уникального события: наша страна в экстренном порядке начала импортировать электроэнергию из-за рубежа. Формальной причиной для этого стали сложные погодные условия, к которым отечественная электроинфраструктура оказалась не готова.
Трое запорожских безработных смогли превратить Украину из продавца тока в его покупателя. Это если следовать официальной версии событий.В первый день февраля рядовые украинцы стали свидетелями уникального события: наша страна в экстренном порядке начала импортировать электроэнергию из-за рубежа. Формальной причиной для этого стали сложные погодные условия, к которым отечественная электроинфраструктура оказалась не готова. Впрочем, сильные морозы – лишь сукно, под которым спрятаны не только критическое состояние отечественной энергетики, а и междоусобные энергетические договоренности Киева и Москвы.
Режим негласного ЧП был введен на украинском энергорынке 27 января, когда самая крупная в Европе Запорожская атомная электростанция (ЗАЭС) снизила мощность производимой электроэнергии на 40 МВт. Как выяснилось позже, к этому запорожских атомщиков подтолкнуло падение опоры линии электропередачи «Запорожская АЭС – Южнодонбасская» в Запорожской области, из-за чего атомной станции попросту стало некуда выдавать свою энергию.
С профессиональной точки зрения это ЧП никак не могло претендовать на общеукраинское бедствие, ведь упомянутые 40 МВт – капля в море даже по меркам одной только Запорожской АЭС (станция способна нести нагрузку до 6 тыс МВт). К тому же, возможность окончательно расслабиться украинцы получили уже 29 января. Во-первых, в этот день главное управление МВД пояснило, что ЛЭП упала из-за вмешательства сторонних лиц, которые уже задержаны. Во-вторых, первый вице-премьер-министр Андрей Клюев на всю страну поручил органам местной власти и милиции обеспечить патрулирование высоковольтных линий электропередачи. Как выполнить поручение Андрея Петровича - никто не знает, ведь общая протяженность высоковольтных ЛЭП в стране составляет более 22 тыс км, а значит для их «патрулирования» едва хватит всех жителей страны. Возможно, именно поэтому энергетики проигнорировали данное требование Клюева, сосредоточившись на выполнении своих рутинных обязательств.
Если бы не это громкое заявление первого вице-премьера, мелкая авария в Запорожской области так и осталась бы незамеченной, ведь на ее устранение, по официальным данным Минэнерго, нужно всего 1 млн грн. Но как выяснилось сегодня, Клюев создал ажиотаж не зря. Выяснилось, что из-за выхода из строя злополучной ЛЭП, страна недосчиталась не 40 МВт, а почти 1 тыс МВт. Такой вывод следует из официального сообщения Запорожской атомной электростанции: «энергоблок №6 был отключен от сети 27 января (в момент падения ЛЭП – «Комментарии»). Запущен в эксплуатацию он будет после устранения неисправностей».
Таким образом получилось что уже почти неделю в работе ЗАЭС находится всего 4 энергоблока, которые суммарно выдают мощность в 4 тыс МВт (а не 5 тыс МВт, как предполагалось ранее). Столь серьезные потери в производстве электроэнергии нужно было тут же чем-то замещать, поэтому Минэнерго пошло на экстренные меры: с 1 февраля Украина начала импорт российской электроэнергии.
Такой шаг удивил многих, ведь в Украине простаивают тысячи мегаватт газо-мазутными блоков ТЭС. Но власти поясняют свое решение о начале закупки российской энергии тем, что данные тепловые мощности включать в работу нерентабельно из-за высокой стоимости голубого топлива, на котором они работают. С этой логикой не поспоришь, ведь цена мегаватт-часа, произведенного газо-мазутными ТЭС, составляет более 1,2 тыс. грн., тогда как среднерыночная – немногим более 600 грн./МВт-час.
С другой стороны, ЧП, подобные запорожскому, происходили в Украине и ранее. И каждый раз «разруливать» эту ситуацию удавалось за счет внутренних энергогенерирующих резервов. Тот факт, что сейчас украинские власти пошли нетрадиционным путем наталкивает на мысли о том, что решение начать импорт тока из РФ было продиктовано другими мотивами. Вполне возможно, что поводом для это является желание дать подзаработать Ринату Ахметову.
Эта версия подтверждается тем, что именно компания «Востокэнерго» донецкого бизнесмена будет импортировать ток у российской «Интер РАО ЕЭС», тогда как эту функцию вполне могла бы выполнить украинская госкомпания «Укринтерэнерго». С выполнением этой задачи ГП смогло бы легко справиться, ведь за его плечами долгие годы экспортно-импортных операций. Но, судя по всему, «Укринтерэнерго» не была привлечена к импорту украинской электроэнергии потому что сейчас вышеупомянутое «Востокэнерго» недополучает десятки миллионов гривен на перепродаже энергии. Это произошло как раз из-за форс-мажора на Запорожской АЗС, который заставил Минэнерго в ручном режиме приостановить экспорт украинской электроэнергии в Беларусь и Молдавию, который осуществляли предприятия Рината Ахметова
К тому же не стоит забывать, что закупая российскую электроэнергию, Украина финансирует российскую экономику, что весьма приятно уху будущего президента РФ Владимира Путина, от воли которого зависит цена газа для Украины.