21 Червня 2012
2449
Виктор Цой родился в 1962 году в Ленинграде, в семье инженера корейского происхождения Роберта Цоя и преподавателя физкультуры Валентины Цой. О его детстве информации практически нет, но известно, что выступать будущий кумир молодежи начал в 16-летнем возрасте – в качестве бас-гитариста школьной группы «Палата №6».
Сегодня, 21 июня, лидеру группы «Кино» Виктору Цою могло бы исполниться 50 лет.«Комментарии» решили тряхнуть стариной и напомнить читателям некоторые факты из жизни советского рок-идола конца 1980-х.
Виктор Цой родился в 1962 году в Ленинграде, в семье инженера корейского происхождения Роберта Цоя и преподавателя физкультуры Валентины Цой. О его детстве информации практически нет, но известно, что выступать будущий кумир молодежи начал в 16-летнем возрасте – в качестве бас-гитариста школьной группы «Палата №6». Причем играть на гитаре Цой практически не умел, поэтому овладевать инструментом ему пришлось буквально на ходу. Впрочем, век «Палаты» был не долог: отыграв на школьном выпускном, команда тихо угасла, а жизненные дорожки ее участников разбежались в разные стороны.
Даже если бы Цой не стал музыкантом, он все равно бы нашел свою нишу среди творческих профессий. Как художник или, например, резчик по дереву: певец профессионально вырезал из дерева японские фигурки нэцке. Еще одно увлечение – восточные единоборства и фильмы с Брюсом Ли, образу которого Цой даже подражал.
На рубеже 1980-х рок-андеграунд в СССР только формировался. И, возможно, Цой не стал бы его знаковой фигурой, если бы не Борис Гребенщиков, к тому времени уже достаточно известный и почитаемый музыкант. Именно БГ приметил Цоя, а впоследствии стал, по сути, продюсером и наставником «Кино» на начальном этапе существования коллектива. Под его руководством (и при непосредственном участии всех музыкантов «Аквариума») был записан и первый альбом группы – «45», названный так согласно продолжительности его звучания, вышедший в 1982 году. Впрочем, «вышедший» – это громко сказано: в те времена рок был фактически музыкой вне закона, и записи распространялись «самиздатовским» методом – то есть, путем кустарного копирования с пленки на пленку.
После «45» о группе «Кино» заговорили, но первым полноценным альбомом стала, по сути, следующая работа – «46» (1983). Через полгода после его выпуска Цою пришлось на полтора месяца лечь в «психушку». Впрочем, ничего страшного с певцом не случилось: он просто «косил» от армии, а вскоре после выписки написал одну из самых известных ранних песен – «Транквилизатор».
Затем были «Начальник Камчатки», «Это не любовь», «Ночь»… Последний альбом, выпущенный в 1986 году, стал первой работой группы, выпущенной официально, в виде грамм-пластинки: в стране началась Перестройка, и советский рок стал выбираться из подвалов на концертные площадки. В том же 1986-м Цой устроился работать кочегаром на «Камчатку» – угольную котельную по ул. Блохина, 15 в Ленинграде, ставшую впоследствии местом паломничества фанатов. Сейчас там находится музей Цоя.
Фрагмент из к/ф «Асса»
Стоит отметить, что именно «Ночь», известная треками «Видели ночь» и «Мама Анархия», закончила эпоху старого «Кино». Двумя годами позже, в 1988-м, на сцену выходит уже совсем другая группа: по всему СССР гремит гораздо более жесткая по звучанию «Группа крови», чуть позже появляется культовая «Звезда по имени Солнце». В стране начинается «киномания» – тысячи подростков носят черное, учатся играть на гитарах и стригутся «под Цоя».
Фрагмент из к/ф «Игла»
Между тем, киноманию спровоцировала не только музыка. В том же 1988-м на советские экраны выходит «Игла» – фильм, в которой Цой сыграл главную (и, как оказалось, последнюю) роль. Кроме того, за год до этого было эпизодическое, но знаковое появление в фильме «Асса» Сергея Соловьева, а еще раньше – «Рок» Алексея Учителя, короткометражка «Йя-Хха» Рашида Нугманова, и «Конец каникул» Сергея Лысенко (последний снимался в Киеве). Впрочем, впервые на экранах Цой появился еще задолго до своего звездного часа, в самом начале 1980-х – как талантливый резчик по дереву в программе «Монитор».
В 1989-м группа, находящаяся на пике популярности, впервые едет за границу – во Францию, где записывает и выпускает альбом «Последний герой». 24 июня 1990-го на Большой спортивной арене московских Лужников проходит грандиозный концерт «Кино», во время которого, впервые со времен Олипиады-80, зажигается огонь в Олимпийской чаше. После концерта Цой и гитарист группы Юрий Каспарян уединяются на даче под Юрмалой, записывая материал для нового альбома.
Однако, 15 августа 1990 года светло-серый «Москвич-2141» Цоя на скорости в 130 км/ч влетает во встречный «Икарус» на 35 километре трассы «Слока – Талси» в Латвии. Смерть наступает мгновенно. Наиболее правдоподобная (и официальная) версия – певец заснул за рулем. По стране прокатывается волна фанатских самоубийств (некоторые источнии сообщают о приросте в 30% по сравнению со среднестатистическими показателями). А в кругах поклонников ширится легенда о том, что в машине Цоя после аварии была найдена кассета с «черновиками» песен из будущего альбома…
Эта работа была дописана и сведена участниками «Кино» уже после смерти певца. И поскольку оформлением альбомов Цой занимался лично, музыканты принимают решение не писать на обложке ничего, кроме названия группы на черном фоне. Из-за чего альбом впоследствии получил символическое название «Черный».