26 Червня 2012
2223
В страну снова начали везти телефоны неопределенного происхождения. В основном - дорогие смартфоны. Абонент, покупая такой товар, не застрахован от того, что в случае выхода из строя сложного устройства качественно отремонтировать его или обменять на новый уже не получится.
В страну снова начали везти телефоны неопределенного происхождения. В основном - дорогие смартфоны. Абонент, покупая такой товар, не застрахован от того, что в случае выхода из строя сложного устройства качественно отремонтировать его или обменять на новый уже не получится.
В страну снова начали везти телефоны неопределенного происхождения. В основном - дорогие смартфоны.Абонент, покупая такой товар, не застрахован от того, что в случае выхода из строя сложного устройства качественно отремонтировать его или обменять на новый уже не получится.
Электронная база IMEI (специальных пятнадцатизначных серийных номеров) мобильных телефонов, которая должна была заработать ещё пару лет назад, до сих пор не функционирует в полную силу. Операторы по-прежнему не отключают «серые» мобилки, а попытки регулятора обязать их это делать пока ни к чему не приводят.
Ведь для мобильных компаний абоненты, пусть даже с нелегальными трубками, все равно приносят доход.
20 июня парламентарии в очередной раз отложили законопроект, который дал бы юридические основания для отключения телефонов-нелегалов, поскольку другие вопросы на повестке дня оказались более важными. Народный депутат Юрий Мороко сообщил «Комментариям», что, возможно, документ будет рассмотрен в июле.
Задержка с запуском базы кодов IMEI мобильных терминалов активизировала торговлю «серыми» телефонами. Ещё в 2011 году глава Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Петр Яцук рассказывал «Комментариям», что поставщики, почувствовав «слабинку» и промедление со стороны государства, начали стремительно отказываться от «легальных» поставок.
Как выяснилось, в этом году ситуация с «серым» импортом выглядит еще более настораживающей.
Как рассказали «Комментариям» в сети «Цитрус Дискаунт», приостановка процесса отключения серых телефонов привела к тому, что активизировалось большое количество новых «серых» интернет-магазинов.
«Сейчас «серые» телефоны продаются исключительно в интернете, в различных интернет-магазинах. В торговых сетях «серых» телефонов практически нет», – рассказал директор по маркетингу «Цитрус» Виктор Шолошенко.
С ним соглашается и гендиректор сети «Мобилочка» Антон Володькин. По его словам, на крупные специализированнее сети приходится всего 30% выручки розничного рынка.
Ритейлеры жалуются, что из-за «серости» рынка им становится сложнее продавать топовые смартфоны-флагманы, в сегменте которых больше всего «нелегалов». При этом задержка с официальными поставками «новинок» в Украину только играет на руку продавцам «серых» устройств.
«Чем выше интерес покупателей к новой топовой модели гаджета, тем сильнее активизируются «серые» поставщики. Надо сказать, что цена на «серые» и официальные устройства отличается достаточно серьезно - так, в серых интернет-магазинах новую модель флагмана Samsung Galaxy S III можно увидеть начиная от 5500 грн, тогда как официальное устройство будет стоить 6999 грн», – рассказал Шолошенко.
«Пользователю гораздо резонней купить дорогой аппарат, пусть и серый, но зато не за 5 тыс. грн., как в официальном магазине, а на несколько сотен дешевле. А бюджетные мобилки поставщикам нет смысла завозить нелегально, поскольку выигрыш невелик», – добавляет Володькин.
Несмотря на заявления ретейлеров, Украинский государственный центр радиочастот продолжает утверждать, что рынок мобильных устройств отбелен. По словам директора предприятия Павла Слободянюка, уже несколько лет подряд удается доводить долю на рынке легально ввезенных терминалов до 95-97%. Для сравнения в 2008 году этот показатель соcтавлял 5-8% в 2008 году.
«Да, конечно, есть некоторые «минусы» в том, что до сих пор система до конца не заработала и «серые» терминалы не отключаются, Но я не думаю, что с её полноценным запуском ситуация кардинально поменяется. Ведь процент нелегальных мобилок в Украине и так очень низкий», – рассказал Слободянюк.
В то же время в УГЦР признаются, что на самом деле никогда не вели статистики, сколько в Украину завозится нелегальных телефонов.
«Мы просто сравниваем объем поставок, который озвучивают маркетологи, с количеством кодов IMEI, внесенных в «белый» список, и делаем выводы», – рассказал Павел Слободянюк.
Слободянюк добавляет, что работа базы IMEI основывается, в первую очередь, на защите личных интересов граждан, которые «не любят, когда их обманывают».
«Мы не возлагаем функцию проверки легальности телефона на какие-либо контролирующие органы. Контрабандный телефон или нет – это может проверить совершенно бесплатно каждый гражданин. И, как показывает практика, люди проверяют, потому что беспокоятся о своих деньгах», – рассказал он.
Пока чиновники рассчитывают на сознательность украинцев, те придумывают способы, как делать из «серых» телефонов «белые». По словам Петра Яцука, небольшие дистрибуторы берут из единой базы устройств номера IMEI аппаратов, которые уже отжили свое, и «перепрошивают» завезенную неофициальную продукцию. Эффективного способа борьбы с такой «легализацией» пока не придумали.
Можно предположить, что предпринимателей все-таки настораживают сообщения в прессе о том, что скоро, мол, законодательство изменится, и нелегальный телефон в сети работать не сможет. Вот они и стараются, пока есть время, завезти в страну и активировать столько товара, сколько возможно. Ведь депутаты дали понять – вся продукция, попавшая в эксплуатацию до вступления в силу закона, подлежит амнистии.
Автор: Виктория Власенко, Станислав Юрасов