24 Липня 2012
2438
Развитие личности ребенка является основным ресурсом, определяющим поступательное движение общества. Так сказано в утвержденной в мае 2012 года новой редакции базового компонента — государственного стандарта дошкольного образования Украины. Этот тезис вряд ли можно оспаривать.
Рапортуя об успешности внедрения обязательного образования с пяти лет, государство ничего не говорит о его качестве.Развитие личности ребенка является основным ресурсом, определяющим поступательное движение общества. Так сказано в утвержденной в мае 2012 года новой редакции базового компонента — государственного стандарта дошкольного образования Украины. Этот тезис вряд ли можно оспаривать. Поэтому любые действия государства, направленные на обеспечение доступности дошкольного образования, можно только приветствовать. Даже введенную при скандальных обстоятельствах императивную норму об обязательном получении образования детьми пятилетнего возраста. В конце концов, она не противоречит идее об образовании в течение всей жизни (которая в Украине вроде бы давно всеми приветствуется, но до сих пор полноценно не реализуется).
Норма об обязательной «нулевке» действует уже два года. Но рапортуя об успешности ее внедрения, профильное ведомство акцентирует внимание только на количественных показателях. В отчете о деятельности Минобразования сказано, что в 2011 году 75,9% от общего количества детей в возрасте от трех до шести лет получали образование в дошкольных учебных заведениях (в 2009 году их было 61%, в 2010-м — 61,3%). Благодаря организации разных форм получения дошкольного образования охват им детей этого возраста в 2011 году составил 81,4%. Если же смотреть только на пятилеток, то охват их дошкольным образованием в целом по Украине составил 99,8%. Государство также рапортует об успешности «крестового похода» (именно так!) за возврат помещений детских садов и использование их по назначению — благодаря этому в прошлом году удалось дополнительно открыть 472 учреждения. Это, повторимся, количественные показатели. Но в вопросе образования детей дошкольного возраста, их подготовке к школе более важную роль играет качество. О нем официальная статистика пока молчит хотя бы потому, что надо провести специальное исследование, на что денег конечно же не выделяют. Впрочем, и без этого исследования видны проблемные моменты, мешающие реализации главного принципа дошкольного образования — индивидуального подхода к ребенку.
Прежде всего это «перенаселенность» детских садов. По данным Главного управления образования и науки Киевской облгосадминистрации, нынче на 100 местах в детских садах Киевщины воспитывается 124 ребенка — и это очень даже неплохой показатель в масштабах страны. Очередь на устройство в дошкольное учреждение исчисляется тысячами детей в городах и сотнями в селах. Как рассказывают «Комментариям» педагоги, посещение таких больших коллективов вызывает у ребенка стресс — психологически выдержать такую гиперсоциализацию ему сложно. Порой дети даже какое-то время ведут себя отчужденно, замыкаются в себе, а воспитателям, которые едва справляются с большими группами, сложно уделить внимание каждому ребенку и плавно ввести его в коллектив. Кстати, сейчас Государственная инспекция учебных заведений разрабатывает критерии оценивания дошкольных учебных заведений. В самих этих заведениях побаиваются, что с сентября инспекция начнет их массовые проверки. Впрочем, объектами этих проверок, по всей видимости, станут частные, а особенно «домашние» детсады, размещенные в обычных квартирах. И это ирония судьбы. Норму по площади на одного ребенка они, конечно, не выполняют. Однако «норме внимания» воспитателя на каждое чадо вполне соответствуют, не говоря уже о помощи, которую они предоставляют государству в выполнении показателя охвата малышей дошкольным образованием.
Кстати, воспитатели, то есть кадры, — еще одна проблема дошкольного образования. Детей много, а воспитывать их — тяжелый, не всегда благодарный и мало оплачиваемый труд, за который возьмется не всякий. Поэтому немалую долю сотрудников системы дошкольного образования составляют педагоги, не имеющие специального образования. По данным Главного управления образования и науки Киевской ОГА, в 2011 году их количество возросло до 18,8%, в 2010-м составляло 16,5%. Сколько всего таких педагогов в стране, Минобразования в своем отчете не сообщает.
Но кроме этих проблем существует еще одна, более сложная. Совершенно очевидно, что на данный момент ребенка дошкольного возраста, по сути, разрывают: с одной стороны государство, устанавливающее стандарт его компетенций, с другой — родители, которые нередко на свое усмотрение определяют «норму» его развития, а также набор знаний и навыков, которыми он должен обладать. Далеко не все родители отдают ребенка в детсад в пять лет, более того, даже в шесть лет порой не пускают его в школу, чтобы «не отнимать детство». Массовый характер приобрела также склонность родителей считать свое чадо ребенком индиго, усматривать исключительность в проявлениях его способностей и характера и «особо индивидуально» подходить к его воспитанию, в результате чего ребенок часто оказывается неспособным к усидчивости, концентрации внимания, контролю над своими эмоциями — качествами, необходимыми для учебы в школе. В многочисленных центрах раннего развития под расхожими названиями вроде «Умняшки», «Растишки» или «Суперзнайки» детей сегодня принято учить, среди прочего, экзотическим наукам, которые порой непостижимы даже для взрослых, — от основ дизайна до японского языка. Цель, безусловно, благая: выявление талантов, творческого потенциала и обучение хорошим манерам. Но что с этими талантами родителям делать дальше, когда их чадо дорастает до школьного возраста? Как совершенствовать втемяшенные ребенку в садике основы японского языка — отправить ребенка в Японию для закрепления и углубления знаний или нанять «самурая-репетитора» на одиннадцать лет? Это говорит о том, что система образования должна работать не только с детьми, но и с их родителями, которых тоже надо просвещать и в определенной степени воспитывать. А этого, по сути, не происходит.
Таким образом, дошкольное образование в Украине, если судить не по охвату им, а по его содержанию, оказывается довольно пестрым и во многом бессистемным. Поэтому и его продукт получается так мало похожим на «ресурс», который хочется получить государству.