10 Вересня 2010
2189
Между Албанией и Гамбией – таково место нашей страны в глобальном соревновании мировых экономик. Опубликованный сегодня глобальный рейтинг конкурентоспособности стран мира, который ежегодно готовит Всемирный экономический форум, для Украины означает сразу три новости – плохую, не очень плохую и хорошую.
Между Албанией и Гамбией – таково место нашей страны в глобальном соревновании мировых экономикОпубликованный сегодня глобальный рейтинг конкурентоспособности стран мира, который ежегодно готовит Всемирный экономический форум, для Украины означает сразу три новости – плохую, не очень плохую и хорошую.
Плохая состоит в том, что страна в очередной раз опустилась ниже по списку - с 82-го на 89-е место. Не очень плохая – что темп падения сократился (в прошлом году мы провалились сразу на десять позиций, с 72 на 82-е место). Ну а хорошую можно увидеть в том, что экономический анализ, на основе которого определена рейтинговая позиция Украины, достаточно четко указывает как на главный источник наших проблем, так и на возможные пути их решения.
Понятно, что любой рейтинг является в значительной мере условным – и всемирный рейтинг конкурентоспособности тут не исключение. «Глобальный финансовый кризис показал, что рейтинговые агентства являются заинтересованными в выставлении того или иного рейтинга, – объясняет Валерий Геец, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины. - И в среде глобальной конкурентоспособности есть заинтересованные. И те, кто борется за высокое место, имеет определенное влияние на рейтингование. Но, поскольку других нет, с этими рейтингами приходится считаться».
Но нужно отметить, что в рейтинге Всемирного экономического форума не только приведен список «отсортированных» стран, но и дано исчерпывающее описание методологии его составления.
Так, страны мира поделены на три категории в зависимости от уровня экономического развития. К первой принадлежат наименее развитые государства. Все, что у них есть – это природные и трудовые ресурсы, которыми они «торгуют». Собственно, от того, насколько успешно они это делают, и зависит их место в рейтинге. Типичный пример – Кения, Нигерия или Пакистан. Из постсоветских стран к первой группе отнесены Киргизия, Молдова, Таджикистан.
Во второй категории эти факторы отходят на второй план. Ключевая роль –
насколько качественный продукт производится в стране, какова эффективность и производительность труда, как растет качество высшего образования и т.д.
Украина в рейтинге представлена в переходной группе от первой ко второй категории. Из бывших соседей по СССР с ней соседствуют Азербайджан, Армения, Грузия и Казахстан. Россия же переход во вторую категорию уже завершила. А три прибалтийские республики – Эстония, Литва и Латвия – продвинулись еще дальше, в переходную группу к третьей категории.
В ней на первое место выходит инновационность, а уровень конкурентоспособности зависит от способности страны создавать новаторские продукты. К примеру, iPhone можно производить в Китае (вторая категория) – но придумали его в США, стране третьей категории.
Среди наиболее развитых стран первое место занимает Швейцария. За ней идут Швеция (поднялась с четвертого места в прошлом году на второе), Сингапур, США (эти, наоборот, опустились со второго на четвертое место), и Германия.
Самое интересное, что критерии экономического развития, на основе которых составлен рейтинг, имеют различный «вес» в зависимости от того к какой категории отнесена та или иная страна. К примеру, для наименее развитых стран важнее всего соблюдение прав собственности, стабильная политическая система, верховенство права и т.д. А для наиболее развитых – глубина бизнес-процессов или затраты на научные исследования.
Среди стран с инновационной экономикой нет ни одного постсоветского государства. Но присутствие в этом рейтинге Чехии и Словении показывает, что восточноевропейские страны отнюдь не являются экономическим «вторым эшелоном» мира.
Что касается Украины, то тут наблюдается парадоксальная ситуация. С одной стороны, у нас весьма неплохая ситуация по тем критериям, которые требуются для перехода к странам второй категории – той, куда мы движемся. Это, к примеру, качественное образование, квалифицированные трудовые ресурсы, готовность применять высокие технологии, большой размер внутреннего рынка.
Но при этом наиболее острые наши проблемы, отраженные в самых низких оценках, соответствуют критериям первой группы. Защита прав собственности, борьба с коррупцией, эффективность системы правосудия в решении бизнес-конфликтов, качество транспортной инфраструктуры (дороги, порты, аэродромы), налоговая система – тут все плохо и очень плохо. Именно эти показатели «проваливают» рейтинг нашей страны.
В этом состоит уникальность статуса Украины. Обычно страны, идущие по пути экономического развития, сначала решают «базовые» проблемы, а потом берутся за улучшение эффективности экономики, и уж затем - за инновационность. Это хорошо видно на показателях стран, стран, с которыми Украина соседствует в рейтинге: Албании (строкой выше) и Гамбии (строкой ниже). Тут все логично – они сначала продвинулись в решении вопросов, свойственных «ресурсной» экономике, а вот по показателям «эффективной» экономики отстают. А у нас все наоборот – с тем, что нужно для повышения эффективности экономики, все нормально, а с «фундаментом» дела плохи.
Вероятно, что в этом состоит главный шанс Украины не просто прекратить терять конкурентоспособность, но и совершить быстрый рывок вверх. Нам нужно устранить «базовые» проблемные факторы – а дальше дорога будет открыта.
Как этого можно достичь? Первое место среди проблемных для бизнеса факторов занимает политическая нестабильность. «В Украине с 2005 года доминирует политический цикл в экономической политике. И это самая главная проблема, - считает Валерий Геец. - Приведение макроэкономики в порядок за счет ухода от политических циклов сразу ставит перед нами вопросы реструктуризации экономики и инновационного обновления. Этот вопрос сегодня еще не является ключевым: по нему только делаются первые декларативные заявления»
А еще стоит обратить внимание на то, что Украина в глобальном рейтинге конкурентоспособности из года в год ухудшает свои позиции - и эта ситуация не зависит от того, кто находится при власти. Так может, есть смысл поменьше мечтать о неких технологических прорывах. И сказать откровенно самим себе: в настоящее время эти планы сродни попыткам дотянуться до Луны, завязнув по пояс в болоте. Реальному росту конкурентоспособности Украины не помогут эти задачи. Нам же нужно заняться ликвидацией коррупции и строительством дорог. Толку будет больше.