Завантаження ...

Украинская школа будет растить крепких недоучек

Министерство образования и науки, молодежи и спорта продолжает перекраивать украинское образование. И если эта «кройка» не удается в одном месте, в ведомстве Дмитрия Табачника не унывают и берутся за трансформацию другой части образовательной сферы.

Министерство образования и науки, молодежи и спорта продолжает перекраивать украинское образование. И если эта «кройка» не удается в одном месте, в ведомстве Дмитрия Табачника не унывают и берутся за трансформацию другой части образовательной сферы. Так, пока активно продвигаемая МОНом новая редакция закона «О высшем образовании» отправилась на очередную доработку, в Минобразования обратили взоры к школе. И презентовали новые учебные планы для 5-9 классов, которые должны быть поэтапно внедрены с 2013/2014 учебного года (в пятом классе) по 2017/2018 (в девятом).

Показательно, что приняли их фактически «втихую», без широкого общественного обсуждения и анонсирования. Можно разве что вспомнить волну негодования в прессе по поводу якобы исчезнувшего из программы обучения предмета «История Украины». Дескать, «украинофоб Табачник решил свести в один предмет историю всего мира и конкретной страны». Между тем, в новых учебных планах (точнее, их 3 вариантах), все не так печально. Во-первых, история Украины как самостоятельная дисциплина все-таки осталась. Во-вторых, не оправдались худшие опасения и относительно украинского языка, на изучение которого МОН предлагает отводить по три-три с половиной часа в неделю в 5-6-х классах (для сравнения: в соседней России пятиклашки тратят на изучение родного языка вдвое больше времени), и по два часа – начиная с 7-го. Подобная же ситуация и с украинской литературой – ее будут преподавать 2 часа в неделю. Правда, как говорят учителя, этого недостаточно. Хотя бы потому, что после возвращения с 12-летнего обучения на «одиннадцатилетку» учебные программы уплотнились: тут не успеваешь изложенный материал закрепить в памяти ученика, не говоря об усвоении нового.

А вот дальше – интереснее. Одним из гуманитарных новшеств является введение второго иностранного языка с 5-го класса (один иностранный будет преподаваться с первого класса уже с этого года). Причем английский, согласно новым правилам, школьники будут изучать в обязательном порядке. В целом же на «иняз» Минобразования предлагает выделить почти в два раза больше времени, чем на изучение украинского.

Конечно, иностранный язык в современном мире – не прихоть, а необходимость. Тем более, что в детском возрасте языки усваиваются куда легче, чем в зрелом. Вот только намерение МОН обучать детей заморской речи активнее, чем родной (ну, или государственной), вызывает как минимум недоумение. А с учетом уровня преподавания иностранного языка в отечественных школах тем более сомнительно, что после окончания школы, вопреки всем благим намерениям министерства, обычный школьник с легкостью заговорит на английском и, к примеру, французском.

«В Украине учителей иностранных языков катастрофически не хватает, – поддержал сомнения «Комментариев» директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Игорь Ликарчук. – Очевидно, что это волевое, скорее даже политическое решение. Я, например, очень тяжело представляю ситуацию с введением второго иностранного языка или вообще иностранного языка в большом числе сельских школ». Эксперт подчеркивает, что добиться высоких результатов без надлежащих материальных стимулов для учителей попросту не удастся. «Посмотрите: когда в Советском Союзе в политических целях нужно было обеспечить углубленное изучение русского языка, то его учителям доплачивали за это, даже если они не имели ставки по педагогической нагрузке. Нужно думать не только об учебном плане, а об оплате труда учителя, мотивации, чтобы они пошли преподавать иностранный язык в школу», - отмечает Ликарчук.

Впрочем, скептики подозревают, что учителя для второго иностранного найдутся, и довольно быстро. Вот только язык будет из ближнего зарубежья - русский. Что, с одной стороны, подстрахует Минобразования, если учителей французского или, скажем, немецкого и правда на всех не хватит. А с другой, приблизит украинскую школу к стране, к которой министр Табачник не скрывает своих исключительно теплых чувств.

Между тем, с 5-го класса школьники будут учить и информатику. Сперва по одному часу в неделю, а с 8-го класса – по два. Чиновники подчеркивают, что умение ладить с компьютером – одна из отличительных черт современного человека. Правда, остается догадываться, обратит ли школа внимание на тот факт, что сегодня дети детсадовского возраста спокойно «сидят в Интернете», а ближе к старшим классам проводят первые и нередко удачные опыты по подбору паролей и взлому каких-нибудь сетей. Впрочем, стоит признать, что в регионах, скажем так, «удаленных от цивилизации» – например, селах – и школьная информатика может оказаться для ребенка открытием

Впрочем, Министерство образования планирует получить на выходе из средней школы не только специалиста по компьютерным технология, с легкостью владеющего двумя иностранными языками – ученик, кроме всего прочего, должен быть еще здоровым и сильным. Поэтому будущих пяти-девятиклашек ждут 4 урока физкультуры в неделю, одним из которых будет «Основы здорового способа жизни». Тут, правда, в МОН забыли учесть, что хилость и болезненность нынешних подростков – это проблема не только и не столько школы, сколько самих подростков и условий их жизни. И одними учительскими окриками ее не решить. Ведь, во-первых, если ученик не хочет, то он и не будет спортивным, сколько уроков «физры» ему ни поставь. Во-вторых, спортивные секции для детей в Украине уже давно стали роскошью, как и спортплощадки в застроенных под завязку городах. Кроме того, стадионами и спортзалами с необходимым инвентарем могут похвастаться не все украинские школы, особенно в сельской местности. Поэтому в ряде случаев эффективность такой «физкультуры без материальной базы» вызывает большие сомнения.

Однако в новых учебных планах есть еще несколько интересных вопросов. Осенью прошлого года министр образования Дмитрий Табачник заявлял: «Новые стандарты будут предусматривать уменьшение нагрузки на учеников средних и старших классов». Однако документы свидетельствую об обратном: в 5-9 классах количество уроков в неделю увеличилось приблизительно на один предмет в день. Более того, в ряде случаев общее количество реальных учебных часов на час-полтора превышает гранично допустимую учебную нагрузку, предусмотренную самим же МОН. Девятиклассникам, например, «светит» 33-36 учебных часов в неделю. А учитывая, что школьникам еще и домашнее задание когда-то делать надо, то рабочая неделя у них получается побольше, чем у среднестатистического взрослого с его 40 часами.

Кроме того, большие вопросы вызывает и распределение инвариативной (то есть, обязательной) и вариативной или школьной (то есть, на выбор) частей программы. В МОН с гордостью заявляли, что отныне их соотношение будет 50х50 – против нынешних 70% на 30% в пользу обязательной. Однако в новых планах школьного компонента не видно. Непонятно даже какие дисциплины в него входят – список оных просто отсутствует. Если же сравнить обязательную программу и часы на факультативы, индивидуальные занятия и консультации, то доля в последней в общих часах составляет менее 10%, но никак не 50% или даже хотя бы нынешние 30%.
В итоге, новые учебные планы вызывают непонимание не только у среднестатистических граждан, но и у экспертов в области образования. Последним вообще непонятно, на основании каких данных этот документ разрабатывался и что должно получиться «на выходе». «Вообще-то, в цивилизованных странах, прежде чем внедрять такие реформы, проводятся экспериментальные проверки, изучение с определенным анализом, срезами, – отметил в беседе с «Комментариями» Игорь Ликарчук. – Поэтому о том, что мы можем ожидать, можно говорить очень и очень гипотетически».

Но проблема не только в этом. Ведь учебный процесс, по сути, меняется без изменения самой школы. Прежде всего, это касается материальной базы и оплаты труда учителей. Удивляет и авральный режим, в котором планируют принимать новые планы, ведь приказ «О разработке...» был опубликован 21 февраля (хотя с 1 числа лежал «под сукном» у министра), а провести обсуждения с рабочими группами и директорами школ нужно уже к 1 марта – то есть, ровно через 7 дней. А это только усиливает впечатление, что очередные реформы носят декларативный, а не реальный характер.
Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: