15 Жовтня 2012
3223
В четверг, 18 октября, в силу вступает новый закон «Об охранной деятельности». Согласно документу, сотрудники частных охранных агентств, стерегущие покой и порядок в банках, магазинах и прочих организациях, смогут быть вооружены спецсредствами и, соответственно, весьма опасны для потенциальных нарушителей.
Через несколько дней частные охранники смогут задерживать нарушителей и «воспитывать» их дубинками.В четверг, 18 октября, в силу вступает новый закон «Об охранной деятельности». Согласно документу, сотрудники частных охранных агентств, стерегущие покой и порядок в банках, магазинах и прочих организациях, смогут быть вооружены спецсредствами и, соответственно, весьма опасны для потенциальных нарушителей. «Комментарии» решили выяснить, чего ожидать простому обывателю да и самим охранникам от подобных нововведений.
Пожалуй, ничто так не придает смелости, как шлем, бронежилет и пистолет, пусть и травматический, за пазухой. Правда, относительно ношения последнего перспективы пока туманны: по словам начальника управления по связям с общественностью МВД Владимира Полищука, закон предусматривает шесть уровней аккредитации для сотрудников охранных структур, и травматическое оружие будет выдаваться только по наивысшему разряду. Впрочем, у тех, кто пониже рангом, все равно остаются дубинки, газовые баллончики, и даже, если очень нужно, служебные собаки. Поэтому секьюрити, стоит ожидать, теперь станут храбрее и старательнее – что, в общем-то, даже плюс.
Также не исключено, что новый закон принесет охранникам (по крайней мере, части из них) еще один приятный бонус – повышение в жаловании. За повышенную ответственность и умение держать себя в руках. Кроме того, работа со спецсредствами, по идее, требует умения с ними обращаться – а для этого охранников обещают отправить на курсы повышения квалификации. После которой работник уже априори будет стоить выше. По той же причине может улучшиться и качество набора подобных кадров: с личностями ненадежными охранным компаниям теперь будет просто невыгодно связываться. Тем более, что лицензию потерять по новому закону – раз плюнуть. А получить куда проблематичнее, чем раньше.
Еще одно нововведение: если раньше охранники действовали по принципу «что не запрещено – разрешено», то теперь, пусть и неидеально, в законе четко прописаны их права и обязанности. Так что теперь сотрудники охранных агентств смогут не только лихо защищаться в случае какой-либо угрозы (вполне возможно, надуманной), но и получат полномочия задерживать нарушителей. Правда, дальше такого посетителя следует передать правоохранительным органам. Но мы-то знаем, как у нас любят решать вопросы оперативно и на месте. К тому же, если «клиент» сопротивляется, то к нему, в соответствии с новым законом, можно и силу применить. Включая перечисленные выше дубинки и баллончики. Главное – не трогать беременных, инвалидов, детей и народных депутатов. Во всех остальных случаях неповиновение представителям охранных структур может повлечь наказание. Прямо как в случае с настоящими милиционерами. Так что, неровен час, за косой взгляд в сторону излишне любопытного охранника можно будет спокойно получить дубинкой по спине.
Конечно, никто не запрещает опротестовать действия охранников. К тому же, отныне сотрудники охраны имеют право открыто снимать все происходящее на фото- или видеокамеру. А значит, теоретически можно просмотреть всю историю гипотетического конфликта. Правда, сказав «А» в законе забыли сказать «Б»: разрешив вести запись, законодатели не уточнили, что с этими записями делать дальше. На YouTube сливать отснятое вроде как нельзя, а как использовать в служебных целях – непонятно. Известно только, что записи должны храниться год, после чего их следует уничтожить под присмотром специально созданной комиссии. Впрочем, вряд ли кто-то сможет гарантировать, что некоторые записи не исчезнут куда ранее положенного срока списания. Особенно, если дело коснется возможных нарушений со стороны охранных структур.
По идее, новые нормы закона должны пойти лишь на пользу обывателю. Ведь теперь, отправляясь в банк или ювелирный магазин, рядовой гражданин будет уверен, что в случае опасности его будет кому защитить. А чувство комфорта и защищенности сегодня дорогого стоит. Правда, особого восторга на эту тему пока не слышно. Скорее наоборот: люди, конечно, не против права охранников на самозащиту, но опасаются, как бы защищаться не пришлось от самих секьюрити.
Что, впрочем, и неудивительно: уровень среднестатистического стража спокойствия в украинских банках или магазинах зачастую оставляет желать лучшего. Нередко создается впечатление, что в охранные агентства народ идет только потому, что ничего другого, кроме как надзирать и отбирать не пробитое на кассе у старушек, попросту не умеет. Причем касается это не только профессиональных навыков и знания законодательства, но даже общей культуры. Наивно было бы ждать, что после вступления в силу нового закона все сотрудники охранных агентств в мгновение ока переучатся либо уступят свое место настоящим профессионалам. И что будет, когда такой человек получит в свои руки пусть и ограниченную, но все же власть – вопрос риторический.
Ведь ношение оружия (пусть даже резиновой дубинки или газового баллончика), не только повышает самооценку и уверенность в себе, но и заставляет человека с нестойкими моральными принципами – а среди украинских охранников таких достаточно – искать повод для его использования. Пусть даже и не прямого, а просто с целью «покрасоваться». Исключать же всевозможные перегибы не получается хотя бы потому, что в Украине и раньше случались инциденты с превышением охраной своих полномочий. После которых потерпевшие отправлялись к судмедэкспертам – снимать побои. Теперь все будет еще проще и, что немаловажно, в рамках закона. Скажем, отказался человек показывать свои личные вещи, ответил грубо на вопрос – и у секьюрити появляется формальный повод его задержать. В том числе и с применением силы – закон оставляет решение этого вопроса на усмотрение охранника.
Другой нюанс – использование «людей крепкого телосложения» в межкорпоративных разборках и рейдерских захватах. Да, нынешний закон это четко запрещает – так ведь и раньше законодательство такого не приветствовало. Теперь же подобная «нетрудовая» деятельность может выйти на новый боевой уровень. А в случае задержания у охранника-рейдера всегда найдется железная «отмазка»: шел с работы, тут хулиганы напали, пришлось отбиваться с использованием служебных средств. И не придерешься.
Правда, остается один сдерживающий механизм: ужесточение получения лицензии на деятельность охранной фирмы. Кроме того, нововведения коснулись и вопроса лишения лицензии – теперь ее могут аннулировать автоматически после первого же выявленного нарушения. Эксперты не исключают, что такая норма может дать государству возможность «убирать» неугодные охранные фирмы. Однако этот же лицензионный дамоклов меч может удержать самих охранников от злоупотреблений. Ведь, несмотря на расширение полномочий, охранные агентства – не милиция, а все случаи применения «особых мер» будут рассматриваться именно там. Что само по себе дело хлопотное: попробуй, докажи, что действовал по закону. Но рассчитывать на строгость милиции тоже особо не стоит: в Украине уже давно научились договариваться обо всем между собой, за закрытыми дверями. Так что выяснение, кто на самом деле пострадавшая сторона, может закончиться непредсказуемым финалом.
Впрочем, есть еще один, успокаивающий нюанс. Дело в том, что в большинстве обычных магазинов и супермаркетов дежурят не сотрудники охранных агентств с лицензией, а работники внутренней службы безопасности. И на них действие данного закона не распространяется. А значит, есть шанс, что большинству украинцев не нужно будет вздрагивать при виде охранника в молочном отделе ночного магазина.
Автор: Олекса Шкатов